Ь после шипящих в существительных открытый урок. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих. Актуализация опорных знаний

Тема : «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих»

Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

Образовательные:

- Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём

исследовательской работы учащихся;

Формировать умения различать слова мужского и женского рода;

- работать над правильностью, четкостью, доказательностью речи учащихся.

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое мышление;

Совершенствовать умение внимательно слушать друг друга, коммуникативные навыки общения;

Воспитательные:

- Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
- Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Тип урока: урок новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, частично- поисковый, практический.

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент 1 мин

2. Мотивационный настрой 2 мин

3. Повторение знаний о существительном. Тест. 4 мин

Индивидуальная работа по карточкам.

4. Чистописание 3 мин

5. Работа с пословицами 3 минуты.

6. Постановка проблемы 5 минут.

7. Решение проблемы 5 мин

8. Составление алгоритма 5 мин

9. Работа над усвоением правила о роли

мягкого знака после шипящих 4 минут.

10. Танцевально-ритмическая физкультминутка 1 минута.

11. Работа в паре 4 минут.

12. Самостоятельная работа 5 мин

Задания для умников и умниц

13. Итог. Рефлексия. 3 мин

Ход урока:

    Орг момент

    Мотивация

- С маленькой удачи начинается большой успех!

Как понимаете эти слова? (Удача, когда всё получается)

В чём заключается ваш успех? (В хорошей учёбе, узнать что-то новое и применять его)

Назвать критерии хорошей учёбы.(Желание учиться, быть трудолюбивым, стараться)

Кто хочет быть успешным учеником?

Пожелаем всем успеха!

3. Проверка знаний о существительном .

а)ТЕСТ «Или нет или да, а не знаешь – беда!»

    Имя существительное обозначает предмет?

    Имя существительное отвечает на вопросы какой? Какая? Какие?

    Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что.

    Имена существительные изменяются по числам.

    Существительные имеют 3 рода.

    Собственные существительные пишутся с маленькой буквы.

Взаимопроверка + - - + +- . У кого всё верно

б) Работа со слабыми

Карточка №1
р…га – гл…за -

эт…жи – р…ка –

пч…ла - б…да –

Как проверить безударную гласную в корне?

Карточка №2 Словарные слова

Р..бота, д…ревн, м..л..ко, п..суда, к..рзина, к..ртина, с..п..ги, п..льто, н..ро..

Мы повторили знания об имени существительном.
4 Минутка чистописания

Ж,Ш,Ь,Ч,Щ

Какая буква лишняя? Почему?

Что объединяет остальные буквы?

Какие из них парные?

Какие орфограммы связаны с этими буквами?

Что необходимо контролировать при написании букв? Прописать.

Что за буква ь?

Какую работу он выполняет?

Мягкость Разделяет согласный от гласного

5. Работа с пословицами.

Хорошую речь, хорошо и слушать.

Как вы их понимаете?

Что общего в этих пословицах? (Встречаются слова с ь, встречаются шипящие.)

О чём они? (Об учёбе)

А что это за буква "ь знак”? Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет).

Зачем же она тогда нужна в русском языке?(Обозначает мягкость согласного звука, разделяет гласный и согласный.)

Найдите в пословицах слова, где он указывает на мягкость согласного.(Слушать, тьма)

Найдите в пословицах слова, где он отделяет гласную от согласной.(Ученье, неученье)

6.Постановка проблемы. (7мин.)

В какую группу вы запишите слово речь? Почему?

Для чего в нем пишется ь знак? Наблюдение над словом.

На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный).

Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком.(Да)

Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч’]? (Нет).

Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.

Значит, это какая-то новая работа ь знака.

Давайте еще понаблюдаем за словами - существительными с шипящим на конце и выясним, какую ещё работу выполняет мягкий знак в словах.

7. Решение проблемы.

Чем слова похожи? Чем отличаются?

Распределить слова на 2 группы.

Речь, муж, ключ, дочь, малыш, сторож, ночь, вещь

дочь ключ

ночь малыш

вещь сторож

Почему у сущ в 1 столб на конце пишется Ь, а у сущ во 2 столбика нет?

Какую работу выполняет Ь? (Указывает, что сущ Ж.р)

Верно ли это? Прочитаем правило на с 165

8 Чтение правила.

Какую работу выполняет Ь на конце сущ после шипящих?

СОСТАВИТЬ алгоритм

    Определить часть речи

    Если это существительное, на конце с шипящим- надо определить род

    Если сущ Ж.р – Ь, если сущ М.р. – Х

- Давайте определим, к какой группе слов относится слово речь?

9 Закрепление

а) Замени одним слово. Записать слова с объяснением

Чёрная птица, вестник наступающей весны. (грач)

Маленький ребёнок (малыш)

Его надевают в дождь (плащ)

Добыча охотника (дичь)

Человек, лечащий больных (врач)

Мелкие деньги (мелочь)

Футбольное соревнование (матч)

б) Четвёртый лишний

Мышь, луч, дичь, молодёжь

Чиж, мяч, ключ, ночь

Печь, рожь, еж, полночь

Что знаете о еже?

На конце существительных какого рода пишется Ь?

В) Физкультурная минутка (2 мин.) «ЁЖ»

10 Работа по карточкам в паре, работа с сильными

По карточкам

    Записать слова в единственном числе:

Шалаши, гаражи, плащи, мыши, вещи, мячи.

    Найти слова с безуд гласной и подобрать проверочные

НОчная жизнь, плАщевая ткань, полёт стрИжа, дрОжащие пальцы.

    Для сильных. Составить предложение.

Верный, приходит, товарищ…, помощ…, на, всегда.

Объяснить орфограммы.

Вы согласны с этим утверждением?

Значит ли, что товарищ приходит на помощь, когда его попросят?

Какие пословицы о дружбе знаете?

11 Самостоятельная работа с самопроверкой

Проверьте. Если правильно, то поставьте +

Если допустили ошибку, исправьте её. Постарайтесь понять, почему вы ошиблись.

У кого без ошибок? У кого есть ошибки?

Понравился урок?

Что нового узнали?

Какую работу выполняет Ь в слове? На что указывает?

Какие задания выполняли с удовольствием?

Были ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудность?

13. Рефлексия

Ученье свет, а не ученье – тьма.

В заключение мне хочется вам сказать, чтобы ученье не было для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:

1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).

2. Если иногда были трудности, сомнения – красную

3. Если не разобрались в теме – голубую.

Методическая разработка урока русского языка в 3-б классе по теме «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС., по программе «Перспектива». В соответствии с ФГОС на уроке формируются 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Тема урока: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Цель урока: знакомство учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных после шипящих;

Учить планировать и оценивать свою работу

Развивать память, мышление, внимание.

Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, умение слушать мнение других и высказывать свою точку зрения;

Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Дидактические материалы: раздаточный материал (карточки)

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

— Добрый день, ребята! Сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет нам частицу мудрости»

— Как вы понимаете её?

— Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём эти знания и используем их.

— Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий, сделать очень важное открытие, а помощниками вам в этом будут: внимание, находчивость, ваши знания.

2. Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения

1)Минутка чистописания

Жж Шш Чч Щщ ьь

Что вы можете сказать про эти буквы? Какая из них лишняя?

Запишите эти буквы в тетрадь на первой строке, чередуя их.

Вторая строка: камыш, печь, рожь, мяч, дочь, малыш, плач, молодёжь

— Что можете сказать про эти слова. (это сущ-е, ед.ч, оканчиваются на шипящие звуки)

2)Фиксирование затруднения.

— Назовите одним словом данные определения:

Футбольное соревнование (матч)

Двенадцать часов ночи. (Полночь.)

Маленький ребёнок (Малыш)

Добыча охотника (дичь)

Какие затруднения испытывали в написании слов? (Где писать ь, а где – нет.)

— Какой вопрос возникает? (Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).

Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание ь на конце существительных после шипящих).

Какую цель поставим перед собой на уроке? (Выяснить когда ь пишется, а когда не пишется)

3. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи

матч, полночь, мякиш, дичь

Запишите слова с мягким знаком на конце в один столбик, а без мягкого знака в другой.

Что объединяет слова первой группы? (сущ, ед ч., ж.р) А второй? (сущ., ед.ч., м.р.) Чем отличаются слова первой группы от второй? В каком роде мягкий знак пишется, а в каком не пишется?

Какой вывод можно сделать? (у существительных женского рода мягкий знак на конце пишется, у мужского рода — не пишется)

Это ваша гипотеза, верна ли она? Ответить на этот вопрос помогут страницы учебника.

Прочитайте правило, давайте сравним его с выводом, который мы сделали. Совпадают они? (да)

Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода. Это орфограмма.

А сейчас давайте поработаем в парах и попробуем составить алгоритм написания мягкого знака в слове ночь (дети работают в группах самостоятельно)

Составляется следующий алгоритм:

1. Определить часть речи.

2. Определить род.

3. Если существительное женского рода- мягкий знак пишется.

4. Если существительное мужского рода- мягкий знак не пишется..

(Проверяем и сравниваем)

Вернёмся к словам, которые писали на минутке чистописания, проверьте правильность нашей гипотезы.

А дайте проверим, не попадётесь ли вы в ловушку, выполняя такое задание?

Ноч.. – ноч..ка доч..- доч..ка

— В чём ловушка?

(Это совсем другая орфограмма).

4.Включение в систему знаний и повторение.

1)- Сегодня мы составили алгоритм правильного написания мягкого знака на конце существительных женского и мужского рода. А для чего? Когда вам пригодится этот алгоритмом? (Когда будем писать диктант, выполнять задания, для того, чтобы грамотно писать).

— А для того, чтобы проверить, хорошо ли вы всё усвоили, поработаем самостоятельно.

— Задание для самостоятельной работы вы найдёте на карточках, которые лежат у вас на партах.

— В данных на карточках словах вы либо пишите мягкий знак, либо не пишите. Докажите правильность своего выбора.

Ключ…, лещ…, печ…, вещ…, ноч…, мыш…, карандаш…, багаж…,карандаш…, мелоч…, глуш…, мяч…, тиш…

— Обменяйтесь карточками и проверьте правильно ли выполнил задание ваш сосед по парте (взаимопроверка).

5.Физминутка

Мы задания выполняли

И немножечко устали.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам всем, друзья.

Я буду называть существительные, а вы, если в слове мягкий знак пишется приседаете, если не пишется –хлопаете: ночь, клещ, вещь, дрожь, малыш, шалаш, кирпич, грош, мышь, товарищ, мяч, печь.

6. Самостоятельная работа

1)Спишите словосочетания, вставьте нужные слова с шипящей на конце.

Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий…

2)Игра «Четвёртый лишний»

Карандаш… плащ… мыш… шалаш…

Кирпич… мелоч… ноч… доч…

Туш… ключ….вещ…. печ….

Грач….помощ…. палач….калач….

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Скажите, над какой темой мы работали сегодня на уроке? Какую цель ставили?

Продолжите фразы:

До этого урока я не знал(а)…

Теперь я знаю….

Могу…

Результатом своей работы на уроке я …..

На уроке я работал(а)…

Моё настроение…

Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу!

Учитель начальных классов: Оспанова Г.С.

Урок русского языка в 4 «А» классе.

Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.

Предмет, класс: Русский язык.
Тема урока: « Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».
Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
Задачи:
1.Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся.
2.Формировать умения различать слова мужского и женского рода.
3.Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения.
4.Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Тип урока: объяснение нового материала.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, частично - поисковый, практический, исследовательский.
Оборудование: Учебник «Русский язык» 4 класс, интерактивная доска, электронная презентация по теме, индивидуальные карточки, карточки с разноуровневыми заданиями.

Ход урока

1. Мотивационный блок. (Слайд 1,2,3)
1). Психологический настрой учащихся.
Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
Я рада приветствовать вас. (Слайд 4)
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.
(А.С.Пушкин)
-Как вы думаете, почему мы начали урок с этих строк?
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. (Слайд 5)
-С каким настроением вы пришли сегодня на урок?(Уч-ся выбирают смайлик). Думаю, что с отличным. (Слайд 6)

Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. (Дети вспоминают правила «рабочего» человека).

2).«Угадай слово». - На доске слово,которое рассыпалось.Собрать все части и прочитать слово.(Чистописание)
(Слайд 7)
3) Оформление тетради. Запись числа.

2. Чистописание. (Слайд 8)
ь ч ьь ш ььь щ ьььь ж
Полька, долька, пулька, калька,
Колья, перья, обезьянка,
Мягкий знак всегда с вопросом,
Кто не учил – остался с носом.
- Что вы знаете о букве, написанной на первой строчке? Пропишите её, соблюдая последовательность. Прочитайте рифмовку. Что вы можете сказать о словах на первой и второй строчках? Когда в словах пишется разделительный мягкий знак? Как вы понимаете выражение остался с носом? (Не получил того, чего хотел, остаться ни с чем.) Спишите первые две строчки. Допишите по два своих слова к каждой строчке.

3.Актуализация знаний учащихся.
1). Словарно – орфографическая работа.
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.
Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

На доске записаны слова: в...р...б...и, т…трад…, п…л…то, к…н…ки, в…рнут…, к…рабл…, к…ртоф…л…. (Слайд 9)
-Прочитайте данные слова. Что вы можете сказать о данных словах? (Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. В данных словах пишется мягкий знак. Слова различных частей речи: существительные и глагол.)

Назовите глагол. (Вернуть)

Назовите имена существительные. (Воробьи, тетрадь, пальто, коньки, корабль, картофель).
-Какие различия в нахождении мягкого знака и его роли вы заметили? (В словах тетрадь, вернуть, корабль, картофель - мягкий знак показывает мягкость согласного звука на конце слова; в словах – пальто, коньки –мягкость согласного звука в середине слова; в слове воробьи – записывается разделительный мягкий знак.) (Слайд 10)
-Запишите слова в три столбика. Придумайте в каждый столбик по два слова. -Проверим правильность выполнения работы. (Слайд 11)

2) Повторение знаний об имени существительном.
-Что вы можете сказать о существительном, как части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает предмет.) (Слайд 12)
-Что ещё знаете о существительном? (Имена существительные изменяются по числам и имеют род). (Слайд 13)

4. Создание проблемной ситуации.
Цель: Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»
1). Постановка учебной задачи.
-Сегодня мы постараемся выяснить, что мы ещё не знаем об имени существительном.
-Почему в слове ночь-мягкий знак пишется, а в слове ключ- мягкий знак не пишется? -Попробуем ответить на этот вопрос самостоятельно? (Слайд 14)

2).Сформулируйте тему урока.
-Давайте сформулируем тему нашего урока. (Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих)
3). Сформулируйте учебную задачу. (Учусь писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих) (Слайд 15)
(Слайд 16)
(Слайд17)
-Прочитайте слова на доске: Нож, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ, рожь. (Слайд 18)
-Что вы можете сказать об этих словах? (Все слова имена существительные)
-Что общего в звучании данных слов? (На конце слова слышится согласный шипящий звук)
-Почему в написании слов рожь есть Ь, а в записи слов нож Ь нет? (аналогично: глушь – камыш, ночь – врач, вещь – плащ) (?)
- Так в чем же проблема? (Почему в словах последний звук шипящий, но в словах: рожь, глушь, ночь, вещь в конце написали мягкий знак, а в словах нож, камыш, врач, плащ его нет?)

Делаем сравнение, находим сходство (сущ., нач. ф., ед. ч)
- В чём различие? (Разный род имён существительных)
- Ваши предположения? (Написание Ь может зависеть от рода).
-Запишите в первый столбик имена существительные женского рода, а во второй столбик имена существительные мужского рода. (Дети записывают: ж.р. м.р.
рожь нож
глушь камыш
ночь врач
вещь плащ)

Что вы заметили в записи имён существительных? (У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода Ь нет.)

5. Физминутка.

Потрудились – отдохнём,
Нужно, без сомнения.
Дружно быстренько встаём,
Выполним движения.
(Слайд 19)
Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

6. Работа по теме урока. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи.
Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи.
1). Составить предложения из данных слов.
(Работа в группах) (Слайд 20)
а) по, малыш(?), бегал, берегу, реки.
б) на, веселилась, площадке, молодёж(?).

2). Сказка о Мягком Знаке. (Слайд 21)
а). Жила-была в алфавитном саду очень странная буква-буква, которая когда-то потеряла свой звук. И звали эту букву-Мягкий знак! Со многими буквами Мягкий Знак очень дружил, поэтому решил, что может занять место и после шипящих. Подошёл Ь к существительным женского рода и вежливо так сказал:
«Моя ночь, вещь и рожь, (Слайд 22)
Моя дочь, печь, брошь,
Мои дорогие, красивые,
Вам нужна моя помощь,
Любимые!
Растрогались добрые существительные женского рода
с буквами ч(че), щ(ща), ж(же), ш(ша) в конце слова и согласились дружить с Мягким Знаком.
б). -Назовите слова с шипящими на конце.
-Объясните, почему надо писать - Ь - в этих словах?

(Вы заметили, какого рода эти сущ-е? Правильно, женского, значит Ь мы будем писать.)
Обрадовался - Ь -, побежал к сущ-м мужского рода, которые тоже оканчиваются на шипящие звуки и закричал: (Слайд 23)
«Мой товарищ, врач, скрипач,
Ключ, гараж, кумач и грач!
Хочу я с вами поиграть,
Хочу в конце у вас стоять!
Но существительные мужского рода не захотели терять свою силу и твёрдость характера.Они сказали -Ь- :
«Пожалуйста, никогда, слышишь, никогда, не приставай к нам!»
-Назовите слова с шипящими на конце. Нужен ли здесь -Ь-?
в). Отгадайте загадки, напишите отгадки и объясните, почему вы так написали слова. (Слайд 24)

1.Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. (Ёж).
(Правильно, ёж. Почему слово ёж пишется без -Ь- ?)
2.Драчун и забияка, не знает страха, живёт в воде, носит иглы на спине. (Ёрш)
(Ёрш- есть такая рыба, очень-очень колючая. Почему без -Ь- ?)
3.Умный Ивашка, красная рубашка, где пройдёт-коснётся, там след остаётся. (Карандаш)
(Ёж, ёрш, карандаш написали без Ь. Какого рода эти сущ-е? -Правильно, мужского. Значит Ь не пишем).
(Слайд 25)
Так запомним - род мужской Гонит Мягкий Знак метлой.
Женский род -наоборот,
Мягкий Знак в друзья берёт.

г). Замените следующие словосочетания одним словом и объясните, почему в одних словах надо писать- Ь-, а в других нет.
(Слайд 26)
1.Близкий приятель, друг. (Товарищ)
2.Сила, могущество. (Мощь)
3.Часть суток от вечера до утра. (Ночь)
4.Двенадцать часов ночи, середина ночи. (Полночь)
5.Молодые люди. (Молодёжь)
6.Человек, лечащий больных. (Врач)
(Давайте проверим: товарищ (м.р.)- Ь не нужен...)
Помните, ребята, для того,чтобы вспомнить эту орфограмму, стоп-сигнал шипящий звук в конце слова и только тогда мы должны рассуждать, какого рода это существительное.

д). А сейчас самостоятельная работа по карточкам. Допишите -Ь- там, где нужно.

Шалаш_ , чиж_ , мыш_ , ёрш_ , грач_ , вещ_ , плащ_ , нож_ ,
ноч_ , мяч_ , лещ_ , камыш_ , овощ_ .
Проверка.
Вывод: На конце сущ-х женского рода -пишется Ь. На конце сущ-х мужского рода - не пишется Ь!
е). Составьте предложения используя слова на доске: (Слайд 27)

Верный, приходит, помощ..., товарищ..., на, всегда.

3). Работа с учебником. (Слайд 28)
Работа над правилом.
-Где ещё мы можно узнать нужную нам информацию? (В учебнике)
- Прочитайте правило в учебнике (стр. 110). Верны ли наши предположения? (Дети после прочтения, приходят к выводу, что предполагали правильно).
Какую же ещё работу выполняет Ь знак в русском языке? (Мягкий знак в именах существительных после шипящих на конце показывает, что это имена существительные женского рода).

4). Составление памятки.
Составим памятку написания Ь в существительных с шипящим на конце. -Что сначала мы должны сделать? (Обсуждение вместе с детьми)
(Слайд 29)
1.Читаю или произношу слово.
2. Определяю часть речи.
3. Внимательно слушаю звуки на конце слова.
4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.
5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.
Если существительное женского рода, то Ь пишу.
6. Если слышу мягкий звонкий или глухой звук, то вспоминаю работу Ь.
(В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм). (На партах у учеников карточки с алгоритмом).

(Идет озвучивание алгоритма детьми, повторение новой роли мягкого знака.) (Слайд 30)

5). «Блиц-опрос». Словарно – логические упражнения:
-Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род, подчеркните Ь.
Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
Футбольное соревнование (Матч)
Без него не откроешь замок (Ключ)
Его надевают в дождь (Плащ)
Маленький ребёнок (Малыш)
Добыча охотника. (Дичь)
Середина ночи. (Полночь)

Тихая безветренная погода. (Тишь)
Мелкие деньги. (Мелочь)

7. Закрепление полученных знаний.

1). Самостоятельная работа учащихся. Работа в паре. (Слайд 31)
Сейчас в паре вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы себя проверили, как научились писать слова с новой орфограммой. Вам надо найти четвёртое лишнее в каждой строке. Где нужно добавьте мягкий знак. Карточка.
Плащ Помощ Лещ
Луч Мяч Грач
Мыш Ёрш Нож
Гараж Стриж Чиж
-Проверьте работу у своего одноклассника и выставите друг другу оценки.
-Какую оценку получил каждый из вас? Почему?(Опрос детей)
Проверка самостоятельной работы. (Слайд 32)

Как выполняли работу?
(Дети объясняют последовательность выполнения работы.)
2).Разноуровневые задания. Самостоятельная работа на перфокартах (выполнение теста с последующей самооценкой).
-Выберите для себя подходящий уровень и выполните задание.
1 уровень.

2 уровень.
Вставь, где нужно-ь-.
Сторож...,обруч...,лож...,скрипач...,дрож...,уж...,калач...,роскош...,
доч...,Петрович...,силач...,камыш...,плач...,реч...
3 уровень.

Поработайте теперь над новой орфограммой на карточках, используя алгоритм. Оцените результат своей работы. (В помощь каждому ученику предлагается индивидуальная карточка с алгоритмом).
Момент контроля.
- Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам помогло? (Использование алгоритма при работе).
У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему? -Давайте повторим, какова роль мягкого знака (ь) в речи? (Слайд 33)
Самооценка. - Оцените себя, на какую отметку вы работали сегодня? (На полях в тетради ученики ставят отметку).
3). Закрепление нового материала.
- Поиграем в игру. (Рефлексия.)
Игра: Девочки встают, если услышат слова женского рода, а мальчики, если слова мужского рода.
Учитель называет слова: шалаш, калач, глушь, морж, вещь, сторож, ложь, овощ, меч, дочь, печь, монтаж.
-Запишите домашнее задание. (Слайд 34)
4)Тестовые задания по теме урока.

8. Итог урока. Рефлексия.
Цель: Формирование умений соотносить цель и результат. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

Мы с вами хорошо потрудились.
– Понравился ли вам урок?
– Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие задания вы выполняли с удовольствием?
А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
Проверим ваше нгастроение в конце урока. (Слайд 35)
Продолжите мои предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось… (Слайд 36)
- Я научился …(писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих).
- Молодцы! Спасибо за урок. (Слайд 37)

8. Домашнее задание.
1уровень: Придумать свою сказку о приключениях Мягкого Знака.
2уровень: Упр.249, стр. 111 Правило!
3уровень: Придумать мальчикам 10 существительных с шипящими на конце мужского рода, а девочкам 10 существительных женского рода с шипящими на конце.
Выучить алгоритм.

Тема: "Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих"

Цель урока: знакомство с правилом правописания мягкого знака (Ь) на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

    научить применять правило правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих;

    составить алгоритм правописания имён существительных с мягким знаком на конце;

    выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;

    развивать интеллектуальные качества: мышление, внимание, речь;

    воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование :

    карточки с заданиями для самостоятельной и исследовательской работы;

    презентация 10 слайдов (среда POWER POINT);

    учебник русского языка Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык»,

(4 класс, 2 часть), Москва «Баласс», 2007 год (образовательная система «Школа 2100»).

Ход урока

I Организационный момент.

Ребята, сегодня нам на уроке понадобятся: ваши внимательные глаза, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения это доброжелательная улыбка.

II Актуализация опорных знаний.

Откройте тетради. Запишите дату, классная работа.

Я знаю, что вы любите преодолевать трудности?

Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

Трудность всегда преодолевается, если человек трудолюбивый, всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Ребята, я думаю, что вы порадуете меня своими ответами. У нас очень много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать.

Какую тему мы изучаем на уроке русского языка? (Имя существительное). Что вы знаете о существительном. Свои знания вы покажете при выполнения теста. Тест из пяти вопросов. Под каждым вопросом вы пишите букву, соответствующую выбранному ответу.

1.Имя существительное- часть речи, которая обозначает:

А - признак

Б - действие

В - предмет

2. Имена существительные изменяются…

А – по родам

Б – по числам

В – по лицам

3. Склонение имён существительных – это…

А – изменение существительных по числам

Б – изменение существительных по падежам

В – изменение существительных по падежам и числам

4. Постоянным признаком существительных является…

А – склонение

Б – число

В – падеж

5. Несклоняемые существительные…

А – изменяются по числам и падежам

Б – не изменяются по падежам и числам и не имеют окончания

В – имеют окончания

Презентация 2. Проверь!

Кто справился без ошибок?

Допустил одну ошибку?

С какими существительными мы познакомились на прошлом уроке? (несклоняемые)

Почему они так называются? (не имеют окончаний, так как не изменяются по падежам и числам).

- Возьмите карточку №1 . Прочитайте текст. Всё ли правильно? Что надо сделать?

Я предлагаю вам отредактировать тексты, в которых встречаются несклоняемые существительные, исправить речевые ошибки (задание по рядам, дети работают в паре).

1. Утром папа с удовольствием пьёт кофе. Оно так приятно пахнет!

2. Мне купили пальто. К пальту пришили красивые пуговицы. Все любовались моим пальтом. Им понравилась новая вещь.

3. Фламинги живут большими стаями по берегам солёных озёр. Они записаны в Красную книгу.

Презентация 3. Проверь!

Дети читают отредактированные тексты, доказывают, почему нельзя так говорить.

(Во всех падежах существительные имеют одну и ту же форму).

Физкультминутка

III Постановка проблемной ситуации.

Найдите в своих текстах слова с мягким знаком.

Презентация 4.

Удовольствие, пальто, любовались, понравилась, вещь, большими.

Что их объединяет?

На какие группы можно разделить эти слова?.

Запишите слова, группируя их в зависимости от места и роли мягкого знака.

Презентация 5. Проверь!

Все ли слова распределили по столбикам?

Возникли ли у вас вопросы? О чём задумались во время работы? (не поняли куда записывать слово вещь).

Значит ь знак выполняет какую- нибудь другую работу, о которой мы ещё не знаем?

На какой звук оканчивается слово? (мягкий шипящий)

Какие шипящие вы знаете? (Ж, Ш, Ч, Щ)

Давайте закроем ь знак и произнесём ещё раз это слово. Что заметили? (слово произносится так же, как с мягким знаком).

Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [щ]? (нет)

Значит у мягкого знака новая роль.

А может кто – нибудь скажет, какую роль он играет?

Откройте учебник на стр. 4

Прочитайте название темы урока, которую мы будем изучать.

Как вы думаете, чему мы будем учиться?

- Цель сегодняшнего урока – познакомиться с правилом правописания мягкого знака у существительных после шипящих. Мы должны с вами научиться пользоваться правилом, чтобы правильно писать слова, составить алгоритм для запоминания правила и узнать новую роль мягкого знака в этих словах.

IY Открытие нового знания.

А сейчас я предлагаю вам провести микроисследование и поработать в парах. Используя слова из упр. 173, вы действуете точно по алгоритму исследования (карточка №2)

Алгоритм исследования : (карточка №2)

    Прочитайте слово.

    Определите часть речи.

    Определите род имен существительных.

    Какие звуки слышатся на конце слова?

    Определите, на какие группы можно распределить слова.

    Запишите слова, распределив их в группы.

    Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы?

    Сделайте вывод. Сформулируй правило.

    Сравни свой вывод с другими группами.

Расскажите о своих результатах. Какую закономерность вы заметили в написании существительных. Какова же работа мягкого знака в словах. (грамматическая, она указывает на род существительных. Есть ь после шипящего – ж.р., нет – м.р.)

Сформулируйте правило самостоятельно.

Давайте проверим, правы ли мы с вами были. А что говорит наш учебник? Чтение правила на странице 4.

Мы познакомились с орфограммой «Ь знак у существительных после шипящих»

Графически она обозначается так: ночь, меч. Обозначьте её в словах.

Как изобразить это правило в виде схемы, удобной для запоминания. (Дети чертят на доске).

Презентация 6. (схема)

Страничка из истории. Историческаясправка о мягком знаке после шипящих.

Оказывается этим правилом люди пользуются много лет, и пришло оно к нам…

Физкультминутка.

Y Закрепление полученных знаний.

1. Работа со словарным словом.

Презентация 7. Замените одним словом:

    Она бывает устной и письменной (речь)

    Приспособление для обливания мелкими струйками воды (душ)

    Небольшой грызун с острой мордочкой (мышь)

    Водяное или болотное растение, образующее заросли у реки (камыш)

Назовите существительные, в которых количество звуков и букв совпадает. Подтвердите правильность написания этих слов. Назовите слово, в котором наибольшее количество звуков и букв.

Что можете рассказать о слове камыш? Какие орфограммы в этом слове? Назовите однокоренные слова. Составьте предложение с этим словом.

Заросли камыша иногда непроходимой стеной окружают водоем. Представьте себе такую двухметровую живую изгородь! Его заросли уменьшают загрязненность воды. В корневищах много крахмала. В старину из сухих корневищ делали муку. Ее добавляли к ржаной муке при выпечке хлеба. Стебли камыша используют для плетения ковриков, легких хозяйственных сумок. Неплохо смотрится веточка камыша в зимнем сухом букете. Плодами камыша питаются птицы.

Я вам предлагаю своё предложение. Спишите, вставьте пропущенные орфограммы.

Сыч… нарушает т…шину леса, а камыш… в…дёт тихую б…седу с р…кой. Выполнить синтаксический разбор предложения.

2 . Работа с текстом. Найдите место мягкому знаку.

Презентация 8.

Какова тема текста? Озаглавьте текст.

-Выпишите по выбору (сущ. ж.р. или сущ. м.р.)

В полноч… на манеж… вышел циркач… и его доч… . На нем был плащ… . В руках он держал мяч… . Скрипач… играл марш… . Вот морж… поймал мяч… . В зале сидела молодёж… . Стояла тиш… .

Презентация 9. Проверь!

Ж.р. Полночь, дочь, молодёжь, тишь.

М.р. Манеж, циркач, плащ, мяч, скрипач, марш, морж.

Каким правилом вы пользовались при выполнении этой работы.

3. Творческая работа. (карточка №3)

Используя слова и словосочетания составьте сочинение-миниатюру. Озаглавьте текст.

Пользуясь правилом, схемой правильно напишите существительные с изученной орфограммой.

I вариант

Ближний лес, холодный ключ…, душистый ландыш…, яркий луч… солнца, шуршит мыш…, колючий ёж…, карандаш…, красивый пейзаж… .

II вариант

Мой товарищ…, полноч…, маленький шалаш…, такая тиш…, закинули удочки, большой лещ…, бился ёрш…, удачная рыбалка.

. YI Домашнее задание.

Упражнение 176, правило, с. 4 (сочинение-миниатюра)

XII Итог урока. Рефлексия «Всё в твоих руках». Каждый выбирает вопрос по желанию и отвечает на него.

Что нового узнали?

Презентация 10.

М – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б – близость цели.Что я сегодня делал и чего достиг?

С – состояние духа. Каким было сегодня моё настроение?

У – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, порадовал?

Б – бодрость, физическая форма. Что я сделал для своего здоровья?