Главным занятием жителей аравийского полуострова было. Древние государства аравийского полуострова. Промышленность и рабочий класс

1. Природа и занятия населения Аравии.
Арабы издавна жили на обширном Аравийском полуострове
в Юго-Западной Азии. Большую его часть занимают сухие
степи и безводные пустыни. Для земледелия были пригодны
лишь небольшие оазисы на юге и западе Аравии. Там жили
оседлые арабы. Кочевые араб- бедуины (что значит
«степняки») передвигались со своими стадами по степям.

Расселение арабских племен

Вдоль берега Красного моря
пролегал старинный
торговый путь из Византии в
Африку и Индию. В оазисах
на этом пути возникали
торговые поселения и города
с базарами, постоялыми
дворами (караван-сараями)
и святилищами местных
божеств. Самым крупным из
них был город Мекка.
Мекка

2. Мухаммад - основатель ислама.
Объединению арабских племен
способствовала новая религия -
ислам. Основатель ислама - житель
Мекки Мухаммед (в Европе его
называли Магомет) шести лет остался
сиротой; о нем заботились бедные
родственники, а он пас их коз и овец.
Его посещали видения - он говорил,
что слышит голос Бога. Примерно в
610 году Мухаммед выступил с
проповедью новой религии. Он
утверждал, что нет других богов,
кроме всемогущего единого Бога-
Аллаха, а себя называл
«посланником Бога» - его Пророком.
Мухаммед призывал арабов, принять
одну веру.

В проповедях Мухаммед обличал «несправедливо
наживающих богатство», призывал богачей помогать бедным
и сиротам, выкупать на волю и освобождать рабов. Его
сторонники видели в нем посланника небес.
Все, кто принимал новую религию, называли себя
мусульманами, то есть «покорными Богу».

Мухаммед в пещере
после ухода из Мекки
Влиятельная мекканская знать отнеслась враждебно к
проповеди Мухаммеда. Опасаясь за свою жизнь, в 622 году
Мухаммед со сторонниками переселился в соседний оазис,
позднее названный в его честь Медина - «город
Пророка». Год переселения -хиджра - стал начальной
датой мусульманского летосчисления.

В Медину со всех сторон сходились последователи Мухаммеда. В борьбе с
Меккой они постепенно брали верх. В 630 году знать подписала с
Мухаммедом соглашение и открыла перед ним ворота Мекки.
Большинство арабских племен приняли ислам и признали власть
Мухаммеда. Мекка, как и Медина, превратилась в священный город всех
мусульман. Мухаммед стал главой Арабского государства.

Большая мечеть в Мекке

Кааба
Священный камень Каабы
В Мекке было расположено древнее святилище - храм Кааба
(что значит «куб»), служивший святым местом для всех арабов.

Храм Каабы

3. Коран
Коран, 9 век
Коран, 13век.
Мухаммед высказывал свои мысли как «откровения»,
переданные ему Богом. Его речи записывали ученики на
пальмовых листьях и камнях, заучивали наизусть. После
смерти Мухаммеда эти записи были переработаны и
составили священную книгу мусульман Коран (в переводе
значит «чтение»).

Рукописная страница
КОРАНА.
Текст Корана состоит из
коротких фраз, которые
похожи на заклинания. Их
легко запомнить. Коран
состоит из 114 глав,
называемых суры.
В Коране (как и в Ветхом
Завете Библии) сказано, что
Аллах сотворил мир за 6 дней.
После всех живых существ
Аллах на шестой день
сотворил из глины первого
человека - Адама и из его
ребра - Еву. А седьмой день
- у мусульман это пятница -
стал днем отдыха.

Считалось, что все законы и правила поведения мусульман
изложены Мухаммедом и его ближайшими сподвижниками.
Поэтому государство не должно издавать новые законы, а
лишь исполнять волю Аллаха, переданную Мухаммедом и
записанную в Коране. На основе Корана юристы разработали
правила поведения - шариат («правильный путь»). Судили
мусульман знатоки Корана, духовные судьи - кади.

Молящийся
мусульманин
Мусульманская мораль, как и христианская, предписывает
верующему: не убивай, не кради, не лги, люби ближнего,
уважай родителей.
Мусульманин должен быть скромным и терпеливым,
мужественно сносить жизненные трудности и невзгоды, платить
долги.
Коран запрещает ростовщичество, но поощряет торговлю.
Мусульманам запрещается пить вино, играть в азартные игры,
так как то и другое мешает ежедневной молитве.

Пять столпов ислама
1) «Нет Бога кроме Аллаха, и
Мухаммад-посланик
Аллаха»
2) Каноническая
молитва(намаз)-это пять
ежедневных обязательных
молитв. Особенно важной
считается полуденная
молитва, совершаемая в
мечети по пятницам.
3)Соблюдение поста в месяц
рамадан
4) Закят -милостыня, в
пользу нуждающихся
5) Хадж -поломничество в
Мекку.

Коран закрепил
господство мужчины в
семье и обычай
многоженства, разрешая
мусульманину иметь 4
жены (но не больше),
если он может их
содержать.
Жена не приносит
приданого. Напротив:
родственники выдавали
женщин, даже
малолетних, замуж за
плату – колым,
фактически продавали
их, отдавали под полную
власть мужа.

Купол скалы, Иерусалим, 7 век н.э.

Голубая мечеть в Стамбуле

4. Завоевания арабов
Арабы вступают
в захваченный город
После смерти Мухаммеда
Арабским государством
управляли халифы
(«заместители» Пророка).
Первые четыре халифа были
его ближайшими
родственниками и учениками.
При первых халифах
многочисленные отряды
арабов вышли за пределы
Аравийского полуострова.
Так в течение VII и первой
половины VIII века
образовалось огромное
государство арабов –
Арабский халифат
со столицей в
Дамаске. Тема урока: Возникновение ислама и объединение арабов.

Пояснительная записка.

Изучение данной темы можно связать с современностью. В настоящее время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки от двуречья до Гибралтарского пролива. В 7-8 вв на этой огромной территории существовало могущественное государство- Арабский халифат. Сегодня нам предстоит узнать,как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу.

1.Дать представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации.

2.Выяснить роль ислама в объединении арабских племён, ознакомиться с характерными чертами феодального строя на ближнем Востоке.

3.Продолжить формирования работы с картой.

Оборудование: карта « Арабский халифат в 7-11 веках вв.». Карты в атласе «Завоевания арабов в 7-9 вв.», « Распад Арабского халифата».

^ Ход урока.

Если на предыдущем уроке учащиеся проводили контрольную или самостоятельную работу, можно провести дифференцированные вопросы.

Проверка домашнего задания

Раскройте причины распада Римской империи на Западную и Восточную.

Сравните законы франков и законы византийцев.

Какое значение имела деятельность Кирилла и Мефодия для развития славянской культуры.

Обязательная проверка понятий и терминов. (Например: Василевс. Свод Юстиниана. Дипломатия. Миссионеры)

Изучение нового материала.

План изучения нового материала.

1.Древняя Аравия. (природа, образ жизни и занятия населения).

2.Ислам и его роль в объединении арабских племён.

3.Завоевательные походы арабов.

4.Арабский халифат и его распад.

Работа с атласом.

1.Найдите в атласе и покажите государства, которые были соседями арабов к началу 7века (Византия, Франкское государство, Хазарское царство)

2.Найдите и покажите моря, которыми омывается полуостров.(Красное море, Аравийское море, Средиземное и Каспийское море)

От характеристики географического положения Аравийского полуострова переходим к характеристики природных условий и подумаем

Как природа и географическое положение Аравии повлияли на занятия её населения?

Рассказ учителя

Основным занятием населения было кочевое скотоводство. Для земледелия была пригодна лишь небольшая часть Аравийского полуострова. Осёдлые арабы в оазисах на юге и западе Аравии. Они выращивали хлопчатник,возделывали сады, виноградники, выращивали финиковые пальмы, сахарный тростник и хлеб.

Кочевые арабы – степняки, или бедуины- занимались кочевым земледелием. Они занимались кочевым скотоводством. Они разводили овец, лошадей, верблюдов.

Самым крупным городом была Мекка.

Опережающее задание. (Заранее одному из учеников даётся задание подготовить мини-доклад о городе Мекке, с показом презентации)

Опираясь на текст учебника, учитель уточняет факт разложения родового строя у арабов.

К началу 7 века в жизни кочевников – бедуинов начинают происходить изменения:

Выделяется племенная знать, владевшая пастбищами, большими стадами и рабами- пленными.

Появляется очень много бедняков

Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины:

1.Прекращение вражды племён между собой.

2.Борьба с внешними врагами.

3.Упадок торговли.

4.Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

5.Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.

2. Ислам и его роль в объединении арабских племён.

Вопрос о возникновении ислама – важнейший вопрос темы. Рассказ строятся на основе дополнительной литературы.

Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда.

Мухаммед родился около 570 года в знатной купеческой семье.В 6 лет он осиротел. В юности он занимался караванной торговлей. Затем поступил на службу к вдове богатого купца. Женившись на Хадидже, Мухаммед стал богатым человеком. Когда Мухаммеду было 40 лет, в месяце рамадане(по лунному арабскому календарю) произошло важное событие.

Ночью на горе Хире около Мекки Мухаммед общался с Аллахом, после чего начал публично проповедовать открывшие ему истины – Коран.

Запись в тетради новых слов:

Коран – (от арабского. « ар- куран» - чтение вслух наизусть) проповедь от имени Аллаха.

Ислам – « покорный Аллаху».

Мусульманин – (от арабского. « муслин») – уверовавший.

Главные ценности новой религии:

покорность богу;

частная собственность;

нравственные заповеди.

Имя Мухаммеда встало в один ряд с именами Будды, Моисея, Иисуса Христа.

Мусульманство оказалось последней по времени возникновения мировой религией, а Мухаммед – последним пророком и, по мнению мусульман, самым «правильным».

Ислам – единая религия, средство объединения арабов.

Запись в тетради:

Основные положения ислама:

Разделение общества на богатых и бедных общинников;

Терпение и покорность властям и знати;

Власть мужчин над женщинами;

Отказ от свинины, вина, азартных игр и ростовщичества;

Призыв к « священной войне» против неверных;

Идея бессилия человека перед могуществом Аллаха.

Мухаммед призывает арабов прекратить враждовать и объединиться, приняв одну веру – ислам.

В самых первых проповедях Мухаммед говорил о приближении Страшного суда и наказании грешников – муках геены, ада, а также о воздаянии праведникам – в раю, с водой и садами(мечта всех кочевников)

Мухаммед призывал богатых помогать сиротам, бедным, вдовам, освобождать рабов.

У Мухаммеда появились сторонники, которые увидели в нём посланника небес. Но многие не воспринимали Мухаммеда всерьёз.Его начали преследовать купцы. Опасаясь за свою жизнь, Мухаммед в 662 году вместе со своими сторонниками переселился в ближайший оазис, позже названной Мединой, или «городом Пророка».Этот год, называемый Хиджра(от арабского «переселение»), стал началом мусульманской эры.

В Медину стекались много последователей Мухаммеда. Началась борьба Медины с Меккой. В борьбе с Меккой последователи Мухаммеда одержали верх. Нападение мекканцев на Медину было отбито.

В 630 году знать подписала с Мухаммедом соглашение, ворота Мекки были открыты для Мухаммеда. Арабские племена приняли ислам и подчинились власти Мухаммеда. Мекка превратилась в священный город всех мусульман. Мухаммед стал главой арабского государства и мусульманской церкви.

Вопросы классу:

1.Насколько позже возникло государство у арабов, чем у франков?(На 130 лет)

2.Сколько лет прошло от образования Арабского государства до провозглашения империи Карла Великого?(170 лет.)

Учениками делается вывод:

В руках Мухаммеда сосредоточилась вся власть над мусульманами: он стал верховным правителем, судьей военачальником.

На Аравийском полуострове образовалось арабское государство.

^ Задание. Прочтите стих из Корана и ответьте на вопросы.

Коран, сура 2

«Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие - кто уверовал в Аллаха, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву и давал очищение»

Вопросы:

1.Какие уже известные вам благочестивые обязательства мусульман упомянуты в стихе?

2.Как вы думаете, что это за « последний день», в который должен веровать мусульманин?

3.Как называется священное писание мусульман, о котором говорит стих?

^ 3. Завоевательные походы арабов

Изучая вопрос о арабских завоеваниях, необходимо раскрыть причины сравнительно лёгких побед арабов в их борьбе с соседними государствами – Византией и Ираном.

Причины военных успехов арабов.

1.Слабость Византии и Ирана из-за войны друг с другом.

2.Многочисленность арабских войск.

Византия и Иран были ослаблены длительной войной друг с другом. Население этих стран не оказало сопротивления арабом. Жители Сирии и Палестины неохотно участвовали в обороне городов против арабов. Они вступали в переговоры с арабскими военачальниками и сдавали крепости и города «с условием сохранить свою жизнь, своё имущество, своих детей и с условием оплачивать поголовный налог».

Многочисленное арабское войско состояло из народа, у которого внутренние противоречие не достигли такой остроты и конфликтности, как у соседей. Арабские отряды, располагая большим числом верблюдов и лошадей, были гораздо подвижнее, чем византийские и иранские, они очень быстро передвигались на значительные расстояния.

К концу 7 века, использовав недовольство византийским владычеством, арабы двинулись из Египта в Северную Африку. Жившие там племена после долгой борьбы подчинились арабам и приняли ислам.Захват Испании и выход к Пиренеям открыл арабам путь в Галлию. В 732 году арабы, перейдя Пиренейские горы, вторглись во Франкское королевство и стали продвигаться на север.В Пуатье они атаковали большое франкское войско, но их лёгкая конница потерпела неудачу и битва была проиграна. Поражение при Пуатье положила конец продвижению арабов вглубь Франкского государства.На востоке арабы завоевали часть Закавказья, Среднюю Азию и северо- западную часть Индии.

Задание. Прочтите отрывок из сочинения Ибн Исхака о начале завоеваний арабов и ответьте на вопросы.

«Говорят, что Абу Бекр, первый праведный халиф, ставший во главе арабов после Мухаммада, решил послать войска в Сирию.Он призвал жителей Мекки и всех арабов Таифа, Нежда, Йемена, Хиджаза отправиться на священную войну. Абу Бекр обещал им богатую добычу. И поспешили к нему люди, - одни, чтобы заслужить благоволение Аллаха, другие – желая получить земные блага»

Поработай с картой.

1.Найдите на карте города и области, откуда пришли в войско Абу Бекра.

2.Найдите на карте Сирию и назовите её главные географические ориентиры.

3.В состав какого государства входила Сирия.

^ 4. Арабский халифат и его распад.

На этом этапе урока можно дать учащимся проблемное задание:

Установите, в чём заключалось сходство феодальных порядков в Арабском халифате и в Западной Европе, каковы различия между ними?

Установление феодального строя в халифате было ускорено завоеванием соседних стран, где наряду с рабством существовало уже и феодальное угнетение. Одна из особенностей феодального строя в халифате состояло в том, что почти все земли были собственностью главы государства – халифа.

Наместники (эмиры) сначала лишь управляли областями, получая земли во временное владение на срок службы. Собирая налог с живущего на данной земле населения, эмир содержал на эти средства чиновников и воинов. Другая особенность состояла в том, что главной повинностью крестьян была уплата налогов. Всё покорённое население в завоёванных странах было обложено тяжёлым поземельным налогом; от уплаты этого налога освобождались только сами завоеватели – арабы.

Учитель помогает учащимся определить одну из причин распада.

Народные восстания ослабляли силу завоевателей.

Чтобы выяснить вторую причину, предлагаем вспомнить, почему распалась империя Карла Великого.

Вместе с учащимися проводим сопоставление и отмечаем следующее.

В халифате было объединено много стран и народов, которые жили по своим обычаям, говорили на разных языках. Торговые связи между различными частями халифата хотя и существовали, но были недостаточно прочными. С развитием феодального строя крупные феодалы становились всё более могущественными и независимыми. Каждый наместник провинции(эмир) стремился передать свою должность сыну, а вместе с не и земли, полученные на срок службы. Постепенно области, которыми управляли эмиры превратились в наследственные владения их семей, а затем стали отделяться от халифата.

Проверяя выполнения проблемного задания, вместе с учащимися выясняем черты сходства процессов развития феодализма в Западной Европе и на Ближнем Востоке:

Образование крупного землевладения;

Эксплуатация зависимых крестьян, владевших собственным хозяйством;

Усиление независимости крупных феодалов и последующее феодальное раздробление государства.

3.Закрепление изученного материала

Вопросы и задания:

1.Выполнить задание по описанию жизни, быта и занятий арабов.

2.Объяснить объединяющую роль ислама.

3.Выявить причины распада Арабского Халифата.

4. Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание:§ 8-9. стр 75-86

Творческое задание: « Сравнить основные обязанности христиан и мусульман»

1. Природа и занятия населения Аравийского полуострова. 2. Причины образования единого арабского государства. 3. Мухаммед – основатель ислама. 4. Арабские завоевания. 5. Арабский халифат и его распад. 6. Культура стран халифата. 2/1/2018 2

«СЧАСТЛИВАЯ» АРАВИЯ ОСЕДЛЫЕ АРАБЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ Один из оазисов Омана ЗЕРНОВЫЕ КУЛЬТУРЫ САХАРНЫЙ ТРОСТНИК ХЛОПЧАТНИК

Население - арабы Полуостров - Аравийский Климат - сухой и жаркий Занятия - скотоводство (бедуины), земледелие (оазисы, юг и запад) Самый крупный город - Мекка. Караваны - Индия, Иран, Византия. Ежегодные ярмарки Верования до принятия ислама – язычество.

НЕРАВЕНСТВО. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ БОГАТЫМИ И БЕДНЫМИ НЕОБХОДИМОСТЬ ОТПОРА ВНЕШНИМ ВРАГАМ СТРЕМЛЕНИЕ К ЗАХВАТУ БОГАТСТВ СОСЕДНИХ СТРАН МЕЖПЛЕМЕННАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ РОЗНЬ

610 г. – НАЧАЛО ПРОПОВЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУХАММЕДА 622 г. – ПЕРЕСЕЛЕНИЕ МУХАМЕДА ИЗ МЕККИ В МЕДИНУ. НАЧАЛО МУСУЛЬМАНСКОГО ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЯ (ХИДЖРА) 630 г. – ЗАХВАТ МУСУЛЬМАНАМИ МЕККИ. ЗАРОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

ВЕРИТЬ, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ ЛИШЬ ЕДИНЫЙ СВИДЕТЕЛЬСТВО ВЕРЫ БОГ – АЛЛАХ, А МУХАММЕД – ПРОРОК ЕГО МОЛИТЬСЯ ПЯТЬ РАЗ В ДЕНЬ МОЛИТВА (СОВЕРШАТЬ НАМАЗ) ЖЕРТВОВАТЬ ПЯТУЮ ЧАСТЬ ДОХОДА ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА МИЛОСТЫНЮ СОБЛЮДАТЬ ПОСТ МЕСЯЦ ПОСТ В ГОДУ С РАССВЕТА ДО ЗАКАТА ХОТЯ БЫ РАЗ В ЖИЗНИ ХАДЖ В ПАЛОМНИЧЕСТВО СВЯТЫЕ МЕСТА (МЕККУ, МЕДИНУ)

ШАРИАТ – ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ Изучение Корана в медресе ЗАПРЕТ НЕ УБИВАЙ РОСТОВЩИЧЕСТВА ПООЩРЕНИЕ НЕ КРАДИ НЕ ЛГИ ТОРГОВЛИ ОСУЖДЕНИЕ ЛЮБИ БЛИЖНЕГО ВОРОВСТВА УВАЖАЙ ЗАПРЕТ ВИНА, РОДИТЕЛЕЙ АЗАРТНЫХ ИГР

БОРЬБА СО СВОИМИ СТРАСТЯМИ УСТРАНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ ПОСТОЯННОЕ УСЕРДИЕ В ДЕЛЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСЛАМА ВЕДЕНИЕ ВОЙНЫ С АГРЕССОРАМИ ВО ИМЯ АЛЛАХА

МЕСТО ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ МОЛИТВЫ МЕСТО ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЙ И ОБСУЖДЕНИЕ ВАЖНЫХ ВОПРОСОВ МЕСТО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

СУННИТЫ ШИИТЫ считают законными считают, что власть в преемниками общине должна Мухаммеда первых принадлежать четырёх халифов - Абу исключительно его Бакра, Умара, Усмана и потомкам (детям Али, Фатимы, дочери Мухаммеда, и Али, его признают, наряду с двоюродного брата) Кораном, предания (сунну) о пророке Мухаммеде

После смерти пророка в 632 г. арабы выбирали правителей из числа его сподвижников и родственников. Они получили титул халифов – заместителей пророка. Халифы сосредоточили в своих руках духовную и светскую власть.

Арабская вязь Арабы поселились во многих завоёванных землях, смешивались с местным населением. Постепенно арабский язык получал всё большее распространение. В распространении арабского языка среди покорённых народов большую роль сыграл Коран, переводить который с арабского было строго запрещено.

Арабские завоеватели вступают во дворец персидских шахиншахов Завоеватели долгое время не закрывали на завоёванной территории христианских и иных храмов, не препятствовали жителям исполнять свои религиозные обряды. Однако все немусульмане были обложены тяжелейшими налогами должны были содержать за свой счёт армию.

Жители завоёванных стран не имели права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой, ездить верхом только на мулах. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман. От налогов освобождались только те, кто переходил в ислам. Поэтому постепенно многие становились мусульманами.

Через несколько веков такие некогда христианские страны, как Египет, Сирия, Палестина, стали исламскими, их жители стали говорить по-арабски. Мусульманским стало население Ирана, Средней Азии, Северо-Западной Индии, но здесь сохранились местные языки.

НАУКА Харун ар-Рашид В VIII-IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых. Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Рашиде и его сыне. В Багдаде тогда был основан «Дом Мудрости» - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги.

НАУКА Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, стали называться арабскими, и их счет проникли в Европу.

НАУКА В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе.

НАУКА Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей.

НАУКА В большом почете у арабов была география. Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая» . Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия.

НАУКА Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сина (980 - 1037), в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителем - философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов.

ЛИТЕРАТУРА Купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях.

ЛИТЕРАТУРА Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь» , вобравший в себя предания и легенды многих народов.

ЛИТЕРАТУРА Фирдоуси читает поэму «Шахнаме» Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934- 1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев.

ИСКУССТВО Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра - дворец эмира в испанском городе Гранаде. Дворец Альгамбра

ИСКУССТВО В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями.

ИСКУССТВО По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны изречениями из Корана

ИСКУССТВО Около мечети возводили один или несколько минаретов высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители.

ИСКУССТВО Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками - сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Изображение людей и животных мусульманством запрещено.

1. Как возник ислам и в чём состоят основы его учения? 2. В чём состояли причины арабских завоеваний и последствия образования Арабского халифата? 3. Найдите на карте территории, завоёванные арабами. 4. Почему распался Арабский халифат? 5. В чём проявился расцвет арабской культуры? Какие культурные достижения позаимствовала у арабов Западная Европа?

Ирак - отсталая страна, со слабо развитой промышленностью. Выросшая за последние двадцать лет в районах Киркука - Мосула и Басры крупная нефтедобывающая промышленность, насажденная сверху иностранным империализмом и локально ограниченная, не внесла сколько- нибудь серьезных изменений в отсталую многоукладную экономику страны. В целом Ирак продолжает оставаться государством, где в деревне господствуют феодальные отношения, переплетенные с остатками патриархальных отношений, где капитализм является лишь одним из укладов.

Главными занятиями населения Ирака остаются земледелие и скотоводство. Сельскохозяйственной деятельностью занято не менее 75% населения Ирака; половину его составляют полуоседлые племена, 8-10%- кочевники-бедуины.

Земледелие

Земледелие, пришедшее в упадок в результате многочисленных нашествий и четырехвекового турецкого ига, в условиях империалистического гнета развивается очень медленно. В современном Ираке сохранилась лишь незначительная часть некогда грандиозной ирригационной системы. На огромной площади Ирака, составляющей 435,4 тыс. км 2 , пригодными для обработки принято считать около 9 млн. га, но обрабатывается фактически меньше. По данным Организации Объединенных Наций, в 1951-1952 гг. общая площадь обработанных земель составляла около 3 млн. га, из которых под орошением находилось лишь 1750 тыс. га 1 .

Культивируют главным образом зерновые - пшеницу и ячмень, а также рис, просо, кукурузу; второе место занимает финиковая пальма, третье - хлопок. В южных районах страны значительную роль играет садоводство (кроме фиников,- персики, абрикосы, сливы, фисташки, миндаль). Повсеместно распространены бахчевые и огородные культуры.

Уровень развития сельского хозяйства Ирака низок, техника примитивна, урожайность очень мала. Деревянный плуг с железным лемехом, мотыга, серп, молотильное бревно, унизанное острыми камнями или кусками железа, каменная ручная мельница - таков ассортимент сельскохозяйственных орудий в подавляющем большинстве крестьянских хозяйств Ирака. Техника орошения не отличается от уже описанной в предыдущих главах.

Аграрные отношения в иракской деревне носят феодальный характер. Основная масса земель страны принадлежит немногим крупным землевладельцам. Чудовищное безземелье и малоземелье иракских феллахов уже не раз отмечалось в литературе. Так, например, орган Государственного департамента США отмечает, что «в Ираке имеется более 2 млн. безземельных крестьян, являющихся арендаторами»

Характеризуя существующие* в стране формы землевладения, иракский исследователь Джафар Хайят указывает, что «большая часть сельскохозяйственных земель, особенно на юге и в центре страны, оказалась во власти шейхов, ага, богатых городских семей, крупных помещиков. Земельные владения некоторых из них достигают более полумиллиона му- шаров... Пользуясь безземельем крестьян, крупные помещики превращают многих из них в феодальных рабов...» 2

Повсеместное распространение получила аренда на началах издольщины - не менее трех пятых урожая феллах отдает владельцу земли. Урожай делят на пять равных частей, именуемых кумат, или фардаги. Одна часть передается землевладельцу для уплаты правительственного- налога, две части идут в уплату за аренду, две остаются феллаху. Из своей доли феллах уплачивает еще посреднику между землевладельцем и крестьянином, доверенному лицу землевладельца - саркалу.

На юге, в районах финиковых плантаций, распространена форма эксплуатации, известная во всех арабских странах под названием мугараса. Крестьянин своими руками расчищает земельный участок, проводит каналы и обрабатывает засаженный им пальмами участок обычно в течение семи лет, до тех пор, пока пальмы не начнут плодоносить. В вознаграждение феллах в течение этих лет оставляет себе урожай посевов, сделанных им между саженцами. По истечении семи лет превращенный трудами феллаха в пальмовую плантацию пустырь переходит к землевладельцу, который, по обычаю, должен либо уплатить феллаху определенную сумму за каждую взращенную им пальму, либо передать в его собственность от четверти до половины всей плантации. Однако практически к окончанию семилетнего срока крестьянин оказывается настолько задолжавшим владельцу земли, что, как правило, ничего не получает.

Дополнительная эксплуатация крестьянства определяется феодальной монополией на средства орошения, так как периферийные каналы целиком или у входов находятся в руках помещиков.

Капиталистические отношения проникают в иракскую деревню очень медленно. Они получили некоторое развитие в районах, где для орошения применяются работающие на нефтяном топливе маханические насосы 1 , требующие применения наемной рабочей силы. В районах финиковых плантаций практикуется наем сезонных рабочих для сбора фиников; здесь особенно широко эксплуатируется женский и детский труд. О слабости развития капиталистических отношений свидетельствует, в частности, ничтожное количество сельскохозяйственных машин в иракской деревне; так, в 1949 г. в стране имелось 450 тракторов, в 1951 г.-662 2 . Все же на почве развития товарных культур и насосного орошения усиливается дифференциация крестьянства, происходит выделение кулацкой верхушки при обнищании основной массы крестьянства.

После окончания второй мировой войны, в период подъема национально-освободительного демократического движения, правительство Ирака, для того чтобы, с одной стороны, обмануть крестьянство, а с другой - насадить преданные правительству кулацкие хозяйства, сделало некоторые, более чем скромные шаги для разрешения аграрного вопроса. В 1945 г. был принят закон о распределении земли в районе Дуджейла, где на вновь орошенной при помощи механических насосов площади 30 тыс. га 1200 семейств получили земельные участки размером в 13 га. Позже было распределено 9 тыс. га между 360 семьями в районе Сулей- мания и 1 тыс. га между 250 семьями в районе Киркука 3 . Только 70% лиц, получивших землю в районе Дуджейла, были феллахами; остальные - это лица, отслужившие пять лет в полиции и армии или же «грамотные горожане». Получившие землю в районе Дуджейла и других районах обязывались: не заниматься посторонней работой, построить дом, засеять землю определенными культурами по указанию администрации. Вся производимая ими сельскохозяйственная продукция должна реализоваться через особый «кооператив», члены которого обязаны сделать крупные вступительные взносы.

Полукочевые и кочевые племена

Как уже отмечалось, около половины сельского населения Ирака составляют полукочевые и кочевые племена. В хозяйстве арабских полукочевников наряду с земледелием важную роль играет отгонное скотоводство, основную отрасль которого составляет разведение мелкого рогатого скота - овец и коз. В южном Ираке в большом количестве разводят буйволов. Верблюдоводством занимаются главным образом кочевые бедуинские племена. В 1949/50 г. в Ираке насчитывалось 7420 тыс. овец, около 2 млн. коз, 1062 тыс. голов крупного рогатого скота, 170 тыс. буйволов и около 300 тыс. верблюдов 4 .

В Ираке обитает более ста полукочевых арабских племен. Крупнейшие из них: мунтефик, хазаиль, фатла, джанабийин, зувайя, дулаим, акейдат на Евфрате; бени малик, абу мухаммед, бени лям, шаммар-рабиа, шаммар-тога, джабур, таий, убейд и азза на нижнем Тигре и в округе Диала. Наиболее крупные кочевые племена принадлежат к объединениям шаммар и аназа, кочующим также в Саудовской Аравии и Сирии.

В своем большинстве полукочевые и кочевые племена Ирака - выходцы с Аравийского полуострова. Процесс откочевки аравийских племен на территории Сирии и Ирака длился в течение веков и даже тысячелетий. Отдельные переселения аравийских племен, в частности шаммаров, на территорию Ирака происходили еще в XIX и даже в XX в. Кочевые племена Аравии, вторгаясь в пределы Ирака, постепенно оттесняли ранее переселившиеся сюда племена на север, захватывали их земли и переходили от кочевого верблюдоводства к полуоседлому овцеводству, совмещая его с возделыванием первоначально очень небольших участков земли.

Оседание кочевников на землю происходило медленно, проходя через ряд промежуточных стадий. Так г в начале XX в. русский исследователь А. Адамов писал, что переход на оседлость коснулся племен Арабского Ирака «пока лишь в сравнительно небольшой их части, чем объясняется подразделение каждого из них на четыре переходные ступени: 1) бедауи, или бедуины,- кочевники... 2) шауийэ - или рассеянные, разводящие крупный и мелкий скот, продолжающие кочевать со своими стадами, но ограничивающие свои передвижения небольшим приречным районом; 3) мач- дон, или обитатели болот и тростниковых зарослей, посвятившие себя буйволоводству и разведению риса, и 4) феллахи, или земледельцы, осевшие на обрабатываемых землях» г.

Переход кочевников и полукочевников к оседлости усилился после первой мировой войны в связи с кризисом кочевого скотоводства, причины которого охарактеризованы в предыдущих главах. Однако возникшая в эти годы тяга разоренных скотоводов к оседлому земледелию натолкнулась на отсутствие пригодных для этого земель. В свое время пастбищные территории племен были их коллективной собственностью, и обрабатываемые участки находились лишь в пользовании тех членов племени, которые их возделывали. За годы турецкого владычества вожди племен, шейхи, овладели большей частью плодородных земель и в ряде случаев, как, например, в племени мунтефик в южном Ираке, приобрели на -них право официальных владельцев. Тем самым шейхи превратились в крупных феодальных собственников. Английские оккупанты, проведя кадастри- зацию, закрепили большую часть пригодных для обработки земель за шейхами племен и английскими концессионными фирмами. Процесс захвата племенных земель еще более усилился с появлением в некоторых районах механических насосов, владельцам которых - феодалам и го- родским купцам - власти отдали отобранные у кочевников пастбищные территории.

В полукочевом и кочевом скотоводческом хозяйстве господствуют те же отношения феодальной издольщины, что и в земледелии. Сосредоточивая в своих руках владение стадами, пастбищами, оросительными сооружениями и орошенными землями, шейхи и разбогатевшие члены племен превратили рядовых соплеменников в своих пастухов и арендаторов- земледельцев. Кочевники, не имеющие скота или имеющие его в недостаточном количестве, вынуждены выпасать овец, коз, верблюдов, принадлежащих шейхам и городским купцам; за это они пользуются молочными продуктами или же получают небольшую часть приплода. Другие кочевники на аналогичных условиях издольной аренды садятся на землю, принадлежащую племенной знати или же городским купцам.

Сильные еще среди полукочевых племен Ирака пережитки патриархально-родовых отношений, с одной стороны, служат прикрытием феодальной эксплуатации, с другой-нередко эту эксплуатацию усиливают. Так, например, во многих племенах арабы должны делать своим феода- лам-шейхам особые «традиционные) 4 подношения для шейхского писца, для каведжи (слуги, подающего гостям кофе) и т. п.

Таким образом, положение основной массы арабов Ирака - оседлых и полуоседлых крестьян - характеризуется безземельем, массовым обнищанием, жестокой феодальной эксплуатацией. Господствующие классы Ирака всячески противятся демократическому разрешению аграрного вопроса, надеясь отдельными мелкими мероприятиями успокоить и обмануть народные массы.

Рыболовство и морские промыслы

Часть населения южного Ирака занята рыболовством, главным образом в болотистых протоках на Ш атт-эль-Арабе и на побережье Персидского залива. Рыбаки сами строят лодки, ставят запруды, плетут сети. Большинство рыболовов объединено в артели, во глав^ которых стоят старосты- шейха, получающие львиную долю улова; обычно члены артели, кроме того, закабалены городскими скупщиками. На побережье Персидского залива несколько десятков тысяч человек занято также ловлей жемчуга; организация этого промысла в основном та же, что и на восточном побережье Аравии.

Для рыбной ловли, а также для транспортных целей 1 на Евфрате и Тигре применяются лодки различных видов и размеров. Наиболее распространены лодки машхуф, займ и гуффа. Машхуф - узкая лодка с заостренными носом и кормой, сшитая из досок и покрытая снаружи асфальтом. Такая же, но более легкая лодка из связок тростника, носит название займ. На мелководье, в тростниковых зарослях и каналах, лодки передвигаются при помощи длинных бамбуковых шестов; в глубоких водах гребут короткими лопатообразными веслами. Своеобразна лодка гуффа, известная в Месопотамии с древних времен. Это круглое, похожее на корзину судно, 3-4 м в диаметре, с плоским дном и выгнутыми наружу стенками. Остов ее плетут из пальмовых листьев и покрывают сверху слоем асфальта. При транспортировке грузов в гуффу иногда впрягают лошадь. Наряду с лодками, главным образом для переезда на короткие расстояния и переправы через реку, широко распространены плоты келек, сделанные из надутых воздухом бурдюков и связок тростника.

Промышленность и рабочий класс

Несмотря на полуколониальное положение страны и многочисленные остатки феодализма, в Ираке за последние двадцать - двадцать пять лет выросла некоторая промышленность. В первую очередь это созданная иностранным капиталом крупная нефтедобывающая и частично нефтеобрабатывающая промышленность (имеется нефтеперегонный завод). Другие отрасли промышленности представлены первичной переработкой сырья, производством некоторых предметов питания и товаров широкого потребления. В Ираке насчитывается 30 кирпичных заводов, 8 табачных и 5 обувных фабрик, 3 хлопкоочистительных, 11 хлопкопрядильных и 9 мыловаренных предприятий, около тысячи мельниц и т. п. Полностью отсутствуют машиностроение и химическая промышленность, не получила раз- вития текстильная промышленность, хотя Ирак располагает своим сырьем - хлопком и шерстью. В иракской промышленности преобладает ручной труд. Многие предприятия, по существу, представляют собою крупные ремесленные мастерские. Немало и мелких ремесленных мастерских, являющихся одновременно лавками и обычно расположенных на базарах. Наиболее распространенные ремесла - производство шелковых, бумажных и шерстяных тканей, гончарство, выделка медной посуды и кожаных изделий, строительство лодок, производство дешевой парфюмерии и дешевых ювелирных изделий. Этими же ремеслами довольно широко занимаются и сельские жители.

По имеющимся данным, в различных сферах хозяйства и управления (кроме сельского хозяйства) занято 450 тыс. человек, в том числе торговцев - 110 тыс., государственных чиновников и служащих частных предприятий - 125 тыс., ремесленников - 45 тыс., рабочих - 60 тыс. (в нефтяной промышленности 14 тыс.) 1 . Если к этому числу добавить рабочих железнодорожного и речного транспорта, портовых грузчиков, упаковщиков и т. п., то общая численность рабочих превысит 100 тыс.

Эта цифра значительно увеличится, если присоединить сюда многотысячную армию безземельных крестьян, бежавших в города, особенно в Багдад и Басру, а также безработных горожан и перебивающихся случайными заработками поденщиков.

В печать редко попадают сведения, характеризующие положение рабочего класса, но и то немногое, что имеется, свидетельствует о жестокой эксплуатации пролетариата. В 1936 г., после целого ряда забастовок в различных отраслях промышленности, в Ираке был принят закон об охране труда, содержащий статьи о восьмичасовом рабочем дне, равной оплате женского и мужского труда, социальном страховании и т. п.; в тоже время закон допускает труд малолетних. Вынужденное сделать уступку рабочему классу, правительство всячески ограничило сферу применения закона, распространяя его лишь на предприятия, где занято более десятр рабочих. Закон формально введен в действие лишь с 1942 г., но фактически не выполняется владельцами предприятий и в настоящее время. Требование, чтобы закон 1936 г. применялся на практике, остается неизменным при всех рабочих забастовках и демонстрациях. Правительство ограничило право создания профсоюзов, поставив их под контроль министерства внутренних дел. Политическая деятельность профсоюзов преследуется, рабочим организациям разрешено заниматься лишь бытовыми вопросами.

Североаравийские племена и государственные образования . На периферии крупных государств Месопотамии и небольших княжеств Восточносредиземноморского побережья находилась обширная территория Сирийско-Месопотамской степи и Северной Аравии, населенная в древности племенами: ариби, кедреи, набатеи, самуд и др., ведшие кочевой образ жизни. Главное занятие населения – скотоводство (лошади, ослы, крупный и мелкий рогатый скот, верблюды). Вели кочевое хозяйство. Господствовали родоплеменные союзы и небольшие государства. Возможно, что некоторые из них были княжествами (Набатея). Их правители в ассирийских документах обычно именовались “царями” или что более правильно “шейхами”. У арабских племен постепенно складывались своя военная организация, тактика, элементы военного искусства. У них не было регулярной армии, все взрослые мужчины племени были воинами. Для арабов-кочевников была свойственна своя тактика ведения боя: неожиданные набеги на противника и быстрое исчезновение в безбрежной пустыне. Находясь по соседству с сильными древневосточными царствами – Египтом и Ассирией, а также с небольшими государствами Восточносредиземноморского побережья, часто подвергавшимися нападению со стороны могущественных держав, североарабские племенные союзы и княжества часто вовлекались в международные противоречия того времени (9-7вв. до н.э.) – арабско-ассирийские столкновения (середина 9в. до н.э.). Арабские племена объединялись и вступали в союзы с Египтом и Вавилоном против Ассирии.

Возвышение Персидского государства и развитие его завоевательных планов привело к установлению контактов персов с арабами северной части полуострова, но арабы никогда не были под игом персов, по словам Геродота они участвовали в греко-персидских войнах на стороне персов (5в. до н.э.), оказывали сопротивление греко-македонским войскам во время похода А. Македонского на восток (4в. до н.э.).

Южная Аравия. На юге и юго-западе Аравийского полуострова на территории современной Йеменской Арабской и Йеменской Народно-Демократической Республики существовал в древности ряд государственных образований, являвшихся важнейшими центрами древнейеменской цивилизации. Самый северный был Маин (с центрами – городами Иасиль и Карнаву). Южнее Маина располагалась Саба с центром в Марибе. Южнее ее – Катабан со столицей в Тимне. Южнее Катабана – Аусан с центром в Мисваре, а восточнее – Хадрамаут со столицей Шабва.

Возникновение древнейших государств относится к 10-8вв. до н.э. Государства Маин, Катабан, Асуан, Хадрамаут и Саба в 6-5вв. до н.э. вступают в борьбу за преобладание.

В 3-1вв. до н.э. – господство Катабана. В 1в. до н.э. – Сабейское царство. В конце 2в. до н.э. выдвинулось новое, Химьяритское государство со столицей Зафар, ранее входившее в состав Катабана. К началу 4в. до н.э. она установила свою гегемонию над всей южной Аравией. С середины I тыс. до н.э. и до середины I тыс. н.э. Аравия находилась в тесных контактах с Грецией, птолемеевским Египтом и Римской империей. Военные столкновения в Аксумом (Эфиопия).

Экономика связана с развитием ирригационного землевладения и кочевого скотоводства, а также ремесла. Направления развития торговли: обмен между земледельческими и скотоводческими племенами Аравии; международная торговля благовониями со многими странами древневосточного и античного мира; транзитная торговля с Ближним Востоком индийскими и африканскими товарами. Но в конце I тыс. до н.э. ряд факторов привел к сильным потрясениям в экономике южной Аравии: изменение торговых путей (установление прямых морских путей между Египтом, Турцией, Персией, Индией), а также изменение климата в сторону большей засушливости и наступление пустынь на плодородные оазисы и земледельческие зоны, разрушение ирригационных сооружений, стихийные бедствия (неоднократные прорывы Марибской плотины). Усилилась инфильтрация бедуинов в оседлые земледельческие зоны. Таким образом, усложнение внутре- и внешнеполитической обстановки и постоянные войны привели к упадку южноаравийских государств.

Общественные отношения и политический строй. В середине II тыс. до н.э. и южноарабской языковой и племенной общности началось выделение крупных племенных союзов: минейского, катабанского, сабийского. В конце II тыс. – начале I тыс. до н.э. в результате развития производительных сил стали меняться производительные отношения. На территории Древнего Йемена возникли классовые раннерабовладельческие общества. Выделились знатные роды, которые постепенно сосредоточили в своих руках политическую власть. Образовались социальные прослойки: жречество и купечество. Земля, как средство производства, находилась в собственности сельских и городских общин, которые регулировали водоснабжение, осуществляли раздел между общинниками, владевшими участками земли, выплачивавшими налоги и выполнявшими повинности в пользу государства, храмов, общинной администрации. Основной хозяйственной ячейкой была большая патриархальная семья (большесемейная община).

Особую категорию земель составляли весьма обширные храмовые владения. Много земли было в руках государства. На государственных землях работало покоренное население, выполнявшее целый ряд повинностей и являвшееся по существу государственными рабами. В храмовых владениях работали в порядке выполнения повинностей свободные люди, лица, посвященные тому или иному божеству, храмовые рабы. Рабы были в основном из числа военнопленных, долговое рабство было распространено слабо. Документы говорят о наличии рабов в частных и храмовых хозяйствах, в хозяйстве правителя и его рода, в больших патриархальных семьях они приравнивались к младшим членам семьи.

Систему политического устройства южноаравийских народов можно показать на примере Сабейского царства. Оно состояло из 6 “племен”, из которых 3 принадлежали к числу привилегированных, а 3 других занимали подчиненное положение. Каждое племя делилось на крупные ветви, последние – на более мелкие, а они, в свою очередь, на отдельные роды. Племена управлялись вождями-кабирами, происходившими из знатных родов, возможно, при племенах были советы старейшин.

Привилегированные племена выбирали из представителей знатных родов на определенный срок эпонимов – важных должностных лиц государства, выполнявших жреческие обязанности, связанные с культом верховного бога Астара, осуществляли также астрономические наблюдения, составление календаря. Высшими должностными лицами, обладавшими исполнительной властью и осуществлявшими управление государством были до 3-2вв. до н.э. мукаррибы. Во время войны мукаррибы могли присваивать себе функции предводительства ополчением, и тогда они получали на время титул “малик” - царь. Постепенно мукаррибы сосредоточили в своих руках прерогативы царской власти, и в конце I тыс. до н.э. их должность фактически превратилась в царскую. Верховным органом государства был Совет старейшин. В него входили мукарриб и представители всех 6 сабийских племен, причем непривилегированные племена имели право лишь на половинное представительство. Совет старейшин имел сакральные, судебные и законодательные функции и административно-хозяйственные. Аналогичное устройство имели и другие южноарабские государства.

Постепенно в южноарабских государствах, наряду с племенным возникло и территориальное деление. Основу его составили города и поселения с примыкающей к ним сельской округой, имевшие свою автономную систему управления. Каждый сабейский гражданин принадлежал к одному из кровно-родственных племен и в то же время входил в состав определенной территориальной единицы.