Синтаксические ошибки. Задание А5 - Поговорим о нарушениях синтаксических норм Неправильно построенные предложения

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Многие начинающие писатели, копирайтеры, журналисты, пиарщики сталкиваются с проблемой стилистических ошибок. Бывает так: написал текст, прочитал, проверил, и все кажется логичным, более того – читается легко и интересно. Но стоит дать оценить написанное другим людям, и возникают некоторые сложности. В одном месте тематический разрыв и не совсем понятно, что автор хотел сказать; в другом – произошло сильное увлечение деталями и отход от основной темы; в третьем – при попытках придать тексту художественную красоту употребляются сложные обороты, в связи с чем теряется логичность и последовательность. Часто эти и другие стилистические ошибки возникают по невнимательности и незнанию отдельных правил.

Тавтология (тождесловие)

Тавтология – смысловая избыточность, проявляющаяся в дублировании в пределах высказывания одних и тех же или родственных слов. Это случаи употребления лишних слов и целых предложений, которые не сообщают ничего нового о предмете текста, а лишь повторяют уже сказанное.

Примеры:

В своих рассказах Н. Носов рассказывал о школьной жизни.

Он шел навстречу и улыбался широкой улыбкой .

В отделе антикварной мебели продавался отличный деревянный стол из красного дерева .

Как избежать? Прочитайте написанный текст вслух, дайте послушать другим людям, поскольку одинаково звучащие слова легче выявить именно на слух. Проверяйте себя внимательно, стараясь исключать повторы или заменять их синонимами.

Нарушение лексической сочетаемости

При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова «подходят» друг другу. Границы лексической сочетаемости определяются значением слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами.

Примеры:

На воскресной распродаже были дешевые цены. Цена определяется прилагательными «высокий», «низкий», тогда как только товар может быть охарактеризован как «дорогой» или «дешевый».

Он уделял ей заботу. Уделять можно внимание, а заботу проявляют.

Саша читал материалы сайта и повышал свой кругозор. Кругозор можно расширить, но не повысить.

Неправильное употребление многозначных слов

Еще один вид ошибок лексической сочетаемости – неправильное употребление многозначных слов. Несмотря на то, что, благодаря контексту, они в основном понимаются верно, в отдельных случаях могут образовать неправильные конструкции.

Примеры:

Глубоко за полночь – правильно. Но нельзя сказать глубоко за полдень .

Глухая стена – правильно. Глухая дверь – нет.

Как избежать? Чтобы не совершать ошибок лексической сочетаемости нужно пользоваться «Словарем сочетаемости слов русского языка».

Бедность и однообразность в построении предложений и выборе конструкций

Так часто бывает, когда начинающий автор, стремящийся не наделать ошибок в сложных предложениях, пишет текст максимально простыми предложениями. Полноценной ошибкой такой случай не назовешь, но, сколько людей захочет прочитать это бедное изложение?

Пример:

Обычная квартира. Слева от входа окно. Справа – шкаф. В центре стол и пара стульев. В дальнем углу тумбочка, на ней – телевизор.

Как избежать? В случае если это не авторский прием, «украсить» текст можно путем употребления различных художественных средств – эпитетов, аллегорий, сравнений, метафор, гипербол и др.

Нелогичный порядок слов

Порядок слов в русском языке зависит от положения подлежащего и сказуемого в предложении и бывает прямым или обратным. Второстепенные члены и служебные слова согласовываются с теми словами, от которых они зависят по смыслу. Если этому правилу не следовать, нарушится порядок слов и предложение станет либо труднее для понимания, либо изменит смысл.

Примеры:

Я прогулялся по центральной улице и по еще парочке маленьких переулков. Создается неверный смысл фразой «по еще парочке», нужно «еще по парочке», ведь речь идет о продолжении действия.

Нелегкая судьба и жизненные перипетии здесь описываются. Возможный, но не лучший вариант построения текста. Лучше: Здесь описываются нелегкая судьба и жизненные перипетии.

Как избежать? Следовать правилам построения предложений. Для интонационного выделения лучше использовать другие художественные средства, так как неправильный порядок слов не всегда гарантирует верное понимание написанного.

Будьте внимательны и пишите грамотно!

Как правило, в задании А5 контрольно-измерительных материалов необходимо из четырех предложенных предложений выбрать одно с грамматической ошибкой (нарушение синтаксических норм). Умение находить и исправлять грамматические ошибки при построении предложений позволяет учащимся не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Можно выделить несколько примеров ошибок, встречающихся в этой части задания. Итак, ошибки в построении предложений:

1) с однородными членами;

2) с причастными оборотами;

3) с именами собственными, заключенными в кавычки и являющимися названием газе­ты, журнала, книги, картины, фильма;

4) с производными предлогами «благодаря», «согласно», «вопреки» и непроизводным предлогом «по», употребленным в оборотах речи «по окончании», «по приезде», «по за­вершении», «по прибытии»;

5) с двойными союзами «не только..., но и...», «как..., так и...»;

6) с использованием цитат;

7) начинающихся со слов: «все, кто...», «те, кто...», «никто из тех, кто...».

4. Неправильное построение предложений с производными предлогами «благодаря», «согласно», «вопреки» и непроизводным предлогом «по», употребленным в оборотах речи «по прибытии», «по приезде», «по завершении», «по окончании»:

А) После предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки», «подобно» имена существи­тельные употребляются только в форме дательного падежа (ЧЕМУ?) и ни в какой другой:

Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеуст­ремленности и глубоких знаний человека.

Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор считался знаме­нательным событием.

Работу на проливе решено было вести, вопреки установившихся правил, не летом, а зимой.

После предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки» имена существительные должны отвечать на вопрос (ЧЕМУ?) и употребляться только в дательном падеже. В данных предло­жениях после предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки» употреблена форма родительно­го падежа , что не соответствует грамматическим нормам современного русского языка. Пра­вильным будет следующее построение этих предложений:

Настоящий успех может быть достигнут только благодаря (ЧЕМУ?) настойчивости, целеустремленности и глубоким знаниям человека.

Согласно (ЧЕМУ?) сложившимся на флоте традициям, переход через экватор счи­тался знаменательным событием.

Работу на проливе решено было вести, вопреки (ЧЕМУ?) установившимся правилам, не летом, а зимой.

Запомните: 1) предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным па­дежом (а не с родительным!): поступать (благодаря чему?) благодаря твоему совету, действо­вать (согласно чему?) согласно указаниям друга, прийти (вопреки чему?) вопреки моему же­ланию.

2) предлог благодаря употребляется только тогда, когда речь идёт о причинах, вызвав­ших положительный результат. Поэтому неудачными следует считать обороты с этим предло­гом в сочетании с чем-то отрицательным: «Благодаря крушению поезда люди пострадали».

Б) Непроизводный предлог «по» в значении «после чего-либо» употребляется с именем существительным только в форме предложного падежа:

НЕПРАВИЛЬНО ПОСТРОЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо.

По приезду в Венецию я сразу посетил нескольких своих давних знакомых.

По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.

В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда «я видел ­ную интеллигентность».

Правильный вариант построения этого предложения:

Короленко писал, что он всегда «видел ».

7. Неправильное построение сложноподчиненных предложений, начинающихся со слов «те, кто...», «все, кто...».

В сложноподчиненных предложениях, построенных по модели «те, кто...», «все, кто...», при подлежащем кто глагол-сказуемое ставится в единственном числе , а при те (все) - во множественном.

НЕПРАВИЛЬНО ПОСТРОЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

1) Те, кто бывал в Кижах, видел, как вдоль всего острова тянется каменная гряда, точно хребет гигантского животного.

2) Все, кто бывали на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.

В первом предложении подлежащее «те» требует глагол-сказуемое в форме множест­венного числа «видели». Во втором примере подлежащее «кто» должно употребляться с гла­голом-сказуемым в форме единственного числа «бывал». Следовательно, правильный вари­ант построения этих предложений таков: Те, кто бывал в Кижах, видели, как вдоль всего острова тянется каменная гряда, точно хребет гигантского животного. Все, кто бывал на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.

Запомните: те (все) + глагол-сказуемое во МНОЖЕСТВЕННОМ числе

кто + глагол-сказуемое в ЕДИНСТВЕННОМ числе

Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения, как:

Те, кто не знали слова песни, молча раскрывали рот.

Все, кто в четверг собираются посетить новую выставку, должны заранее записаться на экскурсию.

Тем, кто были постарше, предложили стулья.

Довольно часто в тестах ЕГЭ в данном задании встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной форме имени существительного или место­имения, стоящего после глагола.

Глагол, выбор правильной падежной формы существи­тельного после которого надо запомнить

Задаваемый вопрос от этого глагола к имени существительному

Правильная падежная форма имени существительного после этого глагола

ОПЛАТИТЬ

нельзя: за что?

оплатить телефон, оплатить проезд

(нельзя сказать:

оплатить за телефон, оплатить за проезд)

УКАЗЫВАТЬ

на что? нельзя: о чем?

указывать на эти недостатки

(нельзя сказать:

указывать об этих недостатках)

ПРИЗНАТЬСЯ

нельзя: о чем?

признаться во всем

(нельзя сказать: обо всем признаться)

УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЕ

нельзя: на что?

уделять внимание изучению

(нельзя сказать:

уделять внимание на изучение)

СКУЧАТЬ, ГРУСТИТЬ

нельзя: по кому?

грустить, скучать по вас, нас

(нельзя сказать:

грустить, скучать по вам, нам)

ПОРАЖАТЬСЯ

нельзя: чем?

поражаться твоему терпению

(нельзя сказать:

поражаться твоим терпением)

УПРЕКАТЬ

в чем? нельзя: чем?

Упрекать в неоправданном бессердечии

(нельзя сказать: упрекать неоп­равданным бессердечием)

УДИВЛЯТЬСЯ

нельзя: чем?

удивляться рассказам

удивляться рассказами)

Следует запомнить управление при следующих именах существительных: Заведующий (чем?) кафедрой, лабораторией Управляющий (чем?) банком, фирмой Отзыв (о чем?) о книге, о публикации Рецензия (на что?) на книгу, на публикацию

Алгоритм выполнения задания А5

Прочитайте все предложения, входящие в выборку ответов.

Вспомните, какие типичные грамматические ошибки существуют при построении предложений:

Определите, какая из типичных грамматических ошибок была допущена при построении одного из предложений в выборке ответов.

Выберите правильный ответ.

  • Первой его мыслью было, что неверный лжет.
  • Наши сами взяли неверный , недопустимый тон.
  • Проведал про то царь неверный , послал их догонять.
  • Снова упала молния, ее неверный свет озарил пространство.
  • Еще некоторое время я видел его огни, но он взял неверный курс.
  • Я раскаиваюсь так, как раскаиваются, сделав неверный ход в игре.
  • Он смекнул, что сделал неверный ход и попытался исправить ошибку.
  • Наконец на закате поднялся ветер, сначала неверный , неопределенный.
  • Наутро зовет к себе молодца царь неверный , показывает ему двенадцать своих дочерей.
  • Они советовали осторожно, памятуя, что за неверный совет можно схлопотать пулю в лоб.
  • Газовая горелка, ежеминутно грозившая обжечь головы танцоров, бросала вокруг неверный свет.
  • Ударился царь неверный от злости оземь, да делать-то было нечего - поворачивай оглобли домой.
  • Ибо один неверный шаг, мгновенное колебание, секундное головокружение означали неминуемую смерть.
  • Некоторые отладчики, наоборот, ориентируются на первый префикс в цепочке, что дает неверный результат.
  • Если сервер имен дает неверный адрес для какого-либо сервера, наличие постоянной записи может восстановить доступ.

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

Предложения со словом «неверное»

Мы нашли 79 предложений со словом «неверное». Также посмотрите синонимы «неверное» .
Значение слова

  • Это было неверное решение, потому что где-то посреди его щенячьей глотки куриная голова застряла.
  • По всей видимости, этот инцидент внушил британцам неверное представление о нас.
  • В целом размышления Варнке не утратили своей ценности, хотя он и высказал неверное предположение, что в 1603 г.
  • Родители часто критикуют своих детей за неверное воспитание их внуков.
  • Выражение «внутренний лед», под которым известно это образование, на самом деле дает неверное представление.
  • Выбрав однажды неверное направление в своём существовании, мы продолжаем в него углубляться.
  • В студенческие годы я сильно влюбился, но она поняла, что я направил свои чувства в неверное русло, и удержала меня от женитьбы.
  • Если бы в речь учителей прокралась ложь, мысли учеников приняли бы неверное направление.
  • С другой стороны, этим санкционировалось бы неверное предположение Николая II, будто он вправе был сделать Михаила Императором.
  • Долгое время даже бытовало неверное мнение о том, что ученый родился в Тулузе, где он впоследствии долго жил и работал.
  • Это неверное и лживое обозначение выражает на самом деле то, что в стране нет никакого установившегося порядка.
  • Дали ее прочесть, но лучше бы этого и не делали, так как при чтении все казалось неверным, и зачастую верное переправлялось на неверное .
  • Я думаю, решение было принято неверное , но он показал себя молодцом.
  • Одно неверное движение, и он скатится вниз.
  • Это очень существенное высказывание и очень, по-моему, неверное .
  • Стало быть, указано неверное место попойки.
  • Она давно чувствовала: в последовательности, предложенной сценарием, есть что-то принципиально неверное .
  • Народ израильский имел неверное и ошибочное представление о своем главе и повелителе.
  • Гюго вынашивал в корне неверное понимание движения романтизма, которое он собирался возглавить.
  • Вероятно, от неправильного прочтения слова «симбирячка» и появилось новое и неверное «сибирячка».
  • Мне сказали, что первые шесть месяцев я на испытательном сроке, и любое неверное движение автоматически приводило к увольнению.
  • Это мнение настолько неверное , что на опровержении его не стоит и останавливаться.
  • Итак, либо пророчество неверное ввиду отсутствия достоверно можемых быть установленных потомков.
  • Поэтому у людей складывалось неверное впечатление.
  • С другой стороны, не могу сказать, что он принял абсолютно неверное решение, учитывая, какого богатства он достиг.
  • Он явно опасался принять неверное решение.
  • Одно неверное движение в последние пять дней, сказали они, и меня парализовало бы навсегда.
  • Таким образом, у читателя может сложиться совершенно неверное впечатление об этих гитлеровских монологах.
  • А Бабель написал о Первой Конной так, что у читателя создается неверное представление о конармейцах, как и о всей Красной Армии.
  • Понятно, что дехкане никогда не обратятся за помощью к неверно му , к кяфиру.
  • Оно в корне, глубинно, неверное , глупое.
  • Опроверг Филопон и другое неверное положение Аристотеля о том, что тяжелые тела падают быстрее легких.
  • Все было хорошо, но в одном слове вы сделали неверное ударение.
  • Травинского составлено неверное представление.
  • Горько раскаиваюсь, что бросил медицину и обрёк себя на неверное существование.
  • Неверное употребление интонации может привести к искажению смысла сказанного.
  • Сказанное может создать неверное впечатление, что датчане решительно не отстаивали свои национальные интересы.
  • Говоря “неверное ”, я прибегаю к эвфемизму, а за ним скрывалась настоящая драма.
  • Очень красивое, но абсолютно неверное сравнение.
  • Существует ходячее и неверное мнение, будто каждый ученый живет исключительно зарывшись в свои книги, что наука сушит ум и леденит сердце.
  • Она записывала, когда мы диктовали ход своих решений, и делала выразительную паузу, когда нас заносило в неверное направление.
  • Там решили, что, показывая всему миру подобную нищету, наше присутствие на улицах создает неверное представление об обществе.
  • Одно из них это неверное понимание происхождения фамилии Ручкин, соотношение её с значением «ручка», как инструмента для письма.
  • Это, во-1-х, по существу неверное повторение неверной идеи Каутского.
  • Неверное толкование корня слова ruch, roch, rach.
  • Она закатила неверно му воздыхателю жуткий скандал, обвиняя его в неверно сти и предательстве.
  • В основе неверно го утверждения ребенка может лежать живая фантазия или сильное желание нравиться.
  • Неточный перевод главных терминов, таких как «нирвана» и «Просветление», привел к существенно неверно му истолкованию цели буддизма.
  • Неверно оценивая размеры Земли, Колумб сделал столь же неверный вывод, что Западным путем он доберется в Индию быстрее, чем огибая Африку.
  • И теперь он никому не позволит увлечь себя по неверно му пути.
  • Сколько его парадоксов стали широко известны благодаря их неверно му толкованию менее щепетильными политиками, как левыми, так и правыми!
  • Твой замысел исполнен будет, крепостным он свободу даст: а после турок побьет и славян освободит от ига неверно го .
  • Ведь я хорошо помню твой вопль: “В Ленинграде что мне делать?” Это, конечно, и верно, и неверно , очень неверно .
  • Лига Наций унаследовала слабости, проистекавшие из неверно го применения принципов Вильсона.
  • Этого права добился даже не сам молодой Флобер, а его организм, запротестовав так энергично и болезненно против неверно го хода жизни.
  • Еще немного, и Маяковский пошел бы по этому неверно му пути, но вовремя «поставил точку-пулю в конце».
  • Он возражал, говорил, что у нас неверные данные и неверные оценки.
  • Танцем мертвые невесты убивают лесничего Иллариона, но танцем же спасают неверно го возлюбленного Жизель.
  • Преподавательница относилась ко мне хорошо, и я рассказал ей, как понял, что пошел по неверно му пути.
  • Она не переставала любить своего неверно го друга и невыразимо страдала от сознания, что ее покинули.
  • Сказать, что он был умен, так же неверно , как вопиюще неверно сказать, что он был глуп.
  • Это неверно , а вместе с этим неверно и то мнение, что нэп есть только отступление.
  • Пойдемте, свяжем прекрасного Петро, нашего крахта-кандильанафта, и предадим его начальству неверно му , чтоб его удавили, а не меня.
  • Юноша представлял себя побеждающим самого отчаянного неверно го , слышал, как мусульмане славят его.
  • Четвертое: голова другого неверно го существа подарена вам в качестве неприемлемого подарка.
  • Пожаловавшись императрице Екатерине, цесаревна получила неожиданный совет: отплатить неверно му той же монетой.
  • Боя больше не было ни верного, ни неверно го , ни холостого, ни даже женатого на другой.
  • Желая отомстить неверно му супругу, Гвендолина набрала в Корнуолле армию и, возглавив ее, выступила в поход против Локрина.
  • Этот пример Черновецкий привел как иллюстрацию неверно го подхода к своему делу.
  • Но жажда мести неверно му супругу сильнее любви к детям.
  • Нет сомнения, что «пулю в лоб» она сулила Надеждину как неверно му любовнику.
  • МаЛу тем временем потребовала от своего неверно го супруга в течение года прекратить связь с Сильвией.
  • Какое горе для матери расстаться со своим ребенком, просто взять и отдать его на воспитание своему неверно му мужу и его второй жене.
  • Постарайся сохранить в твоем сердце остаток любви к неверно му , она защитит тебя от соблазна.
  • Но, воля Аллаха, это же геометрия, наука неверно го Евклида.
  • С некоторых пор я не могу отделаться от убеждения, что Сталин таким образом выталкивал неверно го друга «Бухарчика» из страны.
  • Его часто неверно понимали, неверно истолковывали, чернили его репутацию.
  • Как и сказано у апостола: кто не печется о своих, хуже неверно го .
  • Здесь нет никаких уступок неверно му пониманию того, что такое «подростковая» литература.

Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.

Составитель: Чабан М.В.

учитель начальных классов

МОУ «Лицей №22»

Содержание:

Общая характеристика урока…………………………………………….…стр. 3

Цели

Задачи

Планируемые результаты

УУД

Материально-техническое обеспечение

Комментарии к уроку

Ход урока…………………………………………………………………….....стр. 5

    Организационный этап.

    Актуализация знаний

    Рефлексия

    Домашнее задание

Используемая литература…………………………………………………..стр. 17

Тема: Верные и неверные предложения (высказывания).

Тип урока: закрепление изученного материала.

Общая характеристика урока:

Цели:

    совершенствовать умение определять верность или неверность высказывания.

    Развивать кругозор, инженерное мышление.

    Воспитывать интерес к предмету, любознательность.

Задачи:

    Развитие социальной компетентности как готовности к решению моральной дилеммы.

    Учиться работать с высказываниями, закрепить вычислительные навыки в пределах 1000, табличное умножение и деление.

Планируемые результаты:

Личностные: повышение уровня учебной мотивации

Предметные: формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

УУД:

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. Собирать информацию.

Коммуникативные УУД

1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты

1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

2. Прививать начальные навыки адаптации в динамично изменяющимся мире.

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Прогнозировать предстоящую работу

Материально-техническое обеспечение:

Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 1. – М.: Вентана – Граф, 2014

    Математика: 2 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана –Граф, 2015, презентация, робот Attivio на инфракрасном пульте Д/У, интерактивная доска, презентация, ПК с выходом в интернет, онлайн – ресурсы ( )

Используемые технологии: информационная, игровая

Формы работы на уроке: фронтальная.

Комментарии к уроку:

Развитие современного общества нуждается в выпускниках, способных применять знания в совокупности, мыслить нешаблонно, отвечать за выбранные действия, внутренне мотивированных. Строить личность нужно по кирпичикам, начиная уже в начальной школе. Ребята должны видеть, как применять знания на практике, как совмещать разные науки.

Урок математики я интегрировала с окружающим миром.

Ход урока.

    Организационный этап.

Учитель проверяет подготовку к уроку.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок.

    Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слайд 2

Посмотрите на слайд. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Возможно мы будем что-то сравнивать, взвешивать. Скорее всего мы будем давать утвердительные или отрицательные ответы на вопросы. Тема урока - высказывания?

Проверим, верно ли вы предположили

    Актуализация знаний

Каждый раз, узнавая о чем-то мы выстраиваем лестницу знаний. Давайте попробуем проверить на сколько она крепкая у нас. Вспомним таблицу умножения. На столах у вас лежат сигнальные флажки. Приготовьтесь.

Учитель открывает гиперссылки (ступени, высказывания по таблице умножения и деления), ребята поднимают карточку – согласны с утверждением или нет. По большинству решаем какой ответ открыть. Если решение правильное – слайд с аплодисментами, если нет, грустный смайл. Над каждой ступенью появляется слог. Постепенно, выполняя все задания, открывается слово высказывания.



Как только все ступеньки пройдены,

«входим» ( нажимаем ) на дверь. ( Гиперссылка на слайд 12 ).

    Применение знаний и умений в новой ситуации.

Ворота открываются – появляется высказывание «В 1714г. зодчие могли срубить церковь почти без единого гвоздя.

Посмотрите на данное предложение. Подумайте можно ли с ним согласиться или нет. Поднимите сигнальные карточки.

На уроке мы постараемся выяснить, верное ли оно. Можно ли его назвать высказыванием?

Предполагаемые ответы обучающихся:

Я считаю, что данное предложение можно назвать высказыванием, потому что оно повествовательное и мы можем оценить его как верное или неверное.

Если возникает затруднение, вспоминаем понятие высказывания.

Совершенно верно. Для того, чтобы уточнить верность высказывания, нам придется отправиться в 18 век, изучая некоторые постройки.

Итак, сегодня нам предстоит отправиться в путешествие во времени (Слайд 13 ),

а перемещаться мы будим на управляемом роботе - поезде (Слайд 14 ).

Робот ставится на стол с разложенными карточками(временными отметками по векам)на 21век. Постепенно, выполняя задания, учитель или ученик передвигает робота с помощью пульта управления.

Итак все готовы. Отсчет начинается с 21 века. (Слайд 15, анимация увеличения, звуковое сопровождение)

(Слайд 16)

Самое знаменитое здание, построенное в современной России - Меркурий-сити-тауэр. Это самый высокий небоскреб в России. Давайте сравним его с Эйфелевой башней.


(Слайд 17)

Посмотрите на предложение. Составьте задачу по данным, которыми мы обладаем.

Учащиеся составляют условие задачи, ставят вопрос. К доске выходит ученик, оформляет краткую запись, решение, записывает ответ:

Меркурий-сити-тауэр - 339 м

Эйфелевой башни - 324 м

    339-324 = 15 (м)

Ответ: на 15м Меркурий-сити-тауэр выше.

Составьте высказывания, опираясь на ответ задачи.

Учитель оценивает работу.

Посмотрите, робот торопит нас в путь. (Робот на пульте управления передвигается на следующий век )

Ну вот мы и в 20 веке. Чем знаменит 1980 год для нашей страны?

Если ученики затрудняются ответить, учитель рассказывает сам : В 1980 году в Москве проводились олимпийские игры, был возведен олимпийский комплекс.

Мы с вами тоже спортивные. Да и от путешествия немного устали. Кто был символами олимпиады 2014 года в Сочи? Давайте немного отдохнем с одним из них .(Учитель включает видео)

Отлично. Немного отдохнули, пора и поработать.

Слайд 21

(Работа по тетради. Несколько тетрадей учитель берет на проверку)


Взаимопроверка с доски.

Робот торопит нас в путь. ( )

Слайд 24

В январе 1814 года состоялось Торжественное открытие Императорской Публичной библиотеки. Со многими книгами мы знакомимся. Скажите, какая из них является основной на уроке? Слайд 25

Предполагаемые ответы обучающихся: Скорее всего, учебник.

Все верно. Пришло время поработать с ним. Откройте 126 стр. №8

(Решение примеров из учебника с комментированием у доски.)

( Робот на пульте управления передвигается на следующий век. )

Ну вот мы и добрались до 18 века. В начале урока мы рассуждали ад выск азыванием « В 1714г. зодчие могли срубить церковь почти без единого гвозя.» и отправились в путешествие в прошлое, чтобы узнать вепно ли оно.

Слайд 27

Большинство учащихся класса отнесло данное высказывание к _________________________

В 1714 году была построена церковь Преображения Господня.

Давайте посетим онлайн – экскурсию в государственный историко-архитектурный и этнографический музей – заповедник «Кижи» и узнаем, правы ли мы.(Гиперссылка на иллюстрации )

На данной странице сайта нажимаем на значок звукового сопровождения. Слушаем и ищем необходимую информацию.

(Учащиеся слушают запись и рассматривают фотографии. Если позволяет время урока, можно посетить главную страницу музея и показать основные страницы. Гиперссылка приведена на слайде 27 )

Сделайте вывод, верным ли было высказывание.

Предполагаемые ответы обучающихся: Я считаю, что данное высказывание верное. Потому что в 1714 году была построена церковь. При ее строении зодчие почти не использовали гвоздей.

    Рефлексия

Все верно. Итак ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились. Мы совершили путешествие в прошлое и рассмотрели объекты архитектуры разных эпох. Надеюсь, что вам урок понравился.

(Учитель выставляет отметки, подводит итог урока)

    Домашнее задание

Посетите сайт музея Кижи. Пройдите тестирование «Кижский эрудит», распечатайте наградные документы. Или составьте и решите задачу по данному материалу.

(Показываю страницу)

Используемая литература:

    Физминутка

    Онлайн – экскурсию в государственный историко-архитектурный и этнографический музей – заповедник «Кижи»