Сказки по химии. Сказка о двуличном алюминии Сказка по химии про фтор

Химические сказки

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….......3

СКАЗКА О ДОБРОМ И ИЗВЕСТНОМ НА ВЕСЬ МИР ЦАРЕ КИСЛОРОДЕ..5

ХИМИЧЕСКАЯ СКАЗКА «ХЛОРИД НАТРИЯ»…………………………………..6

СКАЗКА О ДВУЛИЧНОМ АЛЛЮМИНИИ………………………………………..8

СКАЗКА О ПРЕКРАСНОЙ ЛЮБВИ ПРИНЦА АРГЕНТУМА К ХЛОРИДЕ..10

СКАЗКА ОБ ИСТОРИИ СЛУЧИВШЕЙСЯ, В ЛАБОРАТОРИИ...…………...11

ХИМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ «КТО Я?»……………………………………………..13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………15

ВВЕДЕНИЕ

Данное пособие адресовано учителям, стремящимся сделать урок интересным и увлекательным для учащихся и которые используют в своей работе для активизации познавательной деятельности не только демонстрационные занимательные химические опыты, но и определенные литературные приемы, а именно сказки, сочинения, загадки.

На уроках химии можно применять сказки, которые вначале зачитываются готовыми, а затем учитель предлагает детям сочинить сказки по определенной теме. Все это повышает уровень познавательной активности учащихся и при этом развивает творческие способности.

Цель работы: развитие мотивационной деятельности учащихся и независимого стиля их мышления, а также познавательного интереса к получению знаний, формирование интереса к предмету химии через использование сказок, как составляющей в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.

Задачи:

1. Повышение мотивации к обучению и познавательной активности учащихся.

2. Развитие воображения, усиление интереса к учению, мобилизация внимания.

3. Формирование навыков самоорганизации, восприятия и анализа информации. Химия как школьная дисциплина способствует формированию материалистического мировоззрения учащихся. Она является одной из главных естественных наук. Химия расширяет познания учащихся об окружающем мире, объясняя многие закономерности протекания естественных процессов в природе.

4. Профессиональное самоопределение учащихся, ориентация на сознательный выбор учеником дальнейшего рода деятельности, а именно предмета – химия.

В данном пособии собраны сказки, загадки и стихи, написанные детьми, которые учитель может использовать на уроке и во внеурочной деятельности.

В качестве творческого задания учащиеся сочиняют сказки и загадки о том или ином химическом элементе, простом или сложном веществе на основании теоретического материала. Выполняя разнообразные задания, учащиеся активно включаются в учебный процесс. Они приобретают умения самостоятельно мыслить, устанавливать взаимосвязи между изучаемыми понятиями. Использование сказок на уроке химии обеспечивает новое качество знаний, формирует результативность мыслительной работы, позволяет раскрыть природную суть предметов и явлений с использованием художественных образов, формирует позитивную личность. Хочется отметить, что такая форма внеклассной работы помогает учащимся лучше воспринять и усвоить учебный материал, а также способствует расширению кругозора учащихся, позволяет развивать их творческие способности, фантазию.


Сказка о добром и известном на весь мир Царе Кислороде.

Далеко- далеко, в одном сказочном царстве произошла странная история. Правил в этом царстве справедливый царь по имени Кислород.

Он очень распространен: в земной коре – 49,13%. В воздухе – 21%, в морской воде- 25% и в организме человека – 62%.

Но, как ни странно, он не имел ни вкуса, ни запаха, ни цвета. Его называли О2, потому что он был двухатомным.

У Кислорода было много врагов. Один из них – углекислый газ, по кличке СО2 .

Однажды на царство Кислорода обрушился сильный ураган. Все живые существа стали задыхаться и умирать. Но на помощь всем примчался величественный Кислород. Он стал дуть в огромные трубы и воздух стал наполняться кислородом. Жители царства могли дышать: они вдыхали кислород и выдыхали углекислый газ, который подхватывал сильный ветер урагана и уносил прочь.

Так Царь Кислород спас свое царство от катастрофы. С тех пор жители всего мира знают о роли Кислорода на Земле.

Химическая сказка "Хлорид натрия"

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были две семьи. Одно семейство звалось «Щелочные металлы», а другое – «Галогены». Эти семейства не дружили и даже, можно сказать, воевали. Отчего пошел тот спор, уже никто и не вспомнит, верно только, что одно семейство осуждало другое по образу жизни.

В царстве том был строгий указ Царя: «Каждый может иметь столько богатства, т.е. электронов, каков номер его дома». А вот про то, как распоряжаться законным добром, в указе ничего не говорилось. Поэтому Щелочные металлы (в силу своей щедрости) отдавали электроны (кто 1, кто 2) и звались восстановителями, а Галогены были скупы и агрессивны, даже были случаи, когда они нападали на тех, кто послабее, и грабили их. Поэтому прозвали их окислители-грабители.

Случилась эта история на Третьей периодической улице, когда повстречались Na (Натрий) и CI(Хлорина). Очень они понравились друг другу. Но принадлежали они враждующим семействам, поэтому решили встречаться тайно.

Натрий жил в доме под номером 11и мечтал подарить свой электрон Хлорине. Он был достойным женихом: серебристо-белый, с блеском, по характеру мягкий и очень ранимый, легкоплавкий и легкий, Но о дружбе узнали их семейства. Na заперли в сейфе в банке под керосином, а Сl запаяли в сосуд и наклеили этикетку «ЯД!». Она затосковала, стала желто- зеленого цвета.

Щелочные металлы и Галогены думали тем самым вылечить их от влюбленности, но влюбленным становилось все хуже. Натрий плавился и терял блеск, а Хлорина под давлением превратилась в жидкость и это при

нормальной температуре. Ничего не оставалось родственникам, как встретиться на амфотерной территории (линия от Бора до Астата) и начать переговоры.

Забыли старые обиды и решили: быть свадьбе. Натрий подарил свой электрон Хлорине и стал катионом, а Хлорина взяла его электрон и превратилась в анион. Связь между ними стала называться ионной, а союз между Натрием и Хлориной люди назвали поваренной солью. Много полезного они стали делать совместно: так в крови создают необходимые условия для существования красных кровяных телец (эритроцитов), и даже в названии многих городов и поселков разных стран присутствует слово соль: Соликамск, Соль-Илецк, Усолье, Усолье-Сибирское, Солт-Лейк-Сити, Солтвиль, Зальцбург, Марсель (морская соль).

Задание: Составьте уравнение химической реакции образования хлорида натрия. Уравняйте его методом электронного баланса.

Сказка о двуличном Алюминии

Жил да был на свете хитрец-наглец по имени Алюминий. Его владения находились между двумя могущественными королевствами. Одним королевством правил молодой жизнерадостный король Натрий. Все в его королевстве было голубым: чистое голубое небо, глубокие прозрачные голубые озера и реки, голубые цветы благоухали на голубых полях. И жили в королевстве голубоглазые веселые и добрые люди. Работалось и жилось в королевстве легко, свободно, радостно. А это вызывало сильную зависть у правительницы другого королевства – Серы. Она вся пожелтела от зависти и злобы, порой даже начинала плавиться от внутреннего жара или гореть лиловым пламенем. Наконец ее терпение лопнуло после одного пышного празднества, устроенного Натрием в честь рождения сына, и Сера объявила войну Натрию.

Натрий, никогда и никому не желавший зла, по характеру мягкий, как воск, хоть ножом его режь, не был готов к войне. Он обратился к Алюминию: «Помоги, ведь мы с тобой из одного семейства – металлов». Алюминий согласился, но решил устроить так, чтобы оба войска перебили друг друга и он завладел бы и тем, и другим королевством.

И грянул бой (демонстрация реакции нейтрализации). Войска Натрия и Серы сражались, не жалея сил, выделяя огромное количество теплоты. А Алюминий со своим войском все выгадывал удобную позицию: если побеждало войско Натрия, он стремился быть в его гуще, если одерживало верх войско Серы, он перекидывался на его сторону. Наконец и Натрий, и Сера поняли хитрость и двойственность замыслов Алюминия. Оба послали самых сильных воинов с приказом уничтожить негодяя и предателя.

Алюминий увидел, что с двух сторон к нему стремительно приближаются два всадника. Вскоре два копья с силой вонзились в его безвольное тело.

Сказка – ложь, да в ней намек,

Элементам всем урок.

Коль металл ты – не стесняйся,

В бой с кислотами бросайся.

Пусть погибнешь ты в бою –

Славу я тебе пою!

Быть опасно амфотерным,

Лучше быть семейству верным,

А не то, как Алюминий,

Ты в бою бесславно сгинешь.

Сказка о прекрасной любви принца Аргентума к Хлориде

У великого самодержца царя Серебро был единственный сын – сереброкудрый принц Аргентум. Юноша много путешествовал, и вот настала ему пора жениться.

С детства он был обручен со своенравной, спесивой, злой по характеру, едкой Нитриной. Многие металлы поплатились жизнью за попытку спорить с ней.

Аргентум не любил Нитрину. Когда ему приходилось оставаться с ней наедине, он сразу же находил повод как-нибудь от нее отделаться, вспомнив вдруг, что у него есть очень срочное дело (нитрат серебра растворим в воде, полностью диссоциирует на ионы).

И вот однажды на веселом шумном балу Аргентум увидел Хлориду. Она была так легка, нежна, полувоздушна, так упоенно и грациозно танцевала, что Аргентум сразу в нее влюбился (соляная кислота – раствор хлороводорода, прозрачная, летучая жидкость). Аргентум упросил своего друга Калия познакомить его с прекрасной незнакомкой. Калий согласился познакомить их во время танцев. Объявили вальс. Нитрина вцепилась в руку Аргентума, он вынужден был идти с нею в паре. Калий пригласил Хлориду. И вот раздались долгожданные слова: «Дамы меняют кавалеров». Нежная хрупкая ладошка Хлориды легла на ладонь Аргентума. Он почувствовал необычайное волнение – ведь между ними возникла очень прочная ионная связь. Аргентум обнял свою любимую и никогда больше с ней не расставался.

Сказка об истории, случившейся в лаборатории

Действие происходит ночью в алхимической лаборатории. Все эти металлы братья, но у каждого свой характер и свои достоинства.

Один раз они решили похвастаться друг перед другом, кто из них важнее и главнее. Кого больше уважают.

Например, Магний мог бы стать зазнайкой на основании следующих фактов: горит магний с испусканием яркого света, по спектральному составу близкого к солнечному. Поэтому раньше фотографы при недостаточной освещенности проводили съемку в свете горящей ленты магния. Если ленту магния поджечь и опустить в стакан с водой, то горение металла продолжается. При этом выделяющийся при взаимодействии магния с водой водород немедленно загорается на воздухе. Горение магния продолжается и в атмосфере углекислого газа:

Способность магния гореть как в воде, так и в атмосфере углекислого газа существенно усложняет тушение пожаров, при которых горят конструкции из магния или его сплавов.

Бериллий может заявить, что он из них самый красивый. Ведь он главный в драгоценных камнях: Аквамарин, Александрит, Берилл, Изумруд, Хризоберилл, Кальций. Из-за высокой химической активности кальций в свободном виде в природе не встречается.

На долю кальция приходится 3,38 % массы земной коры (5-е место по распространенности после кислорода, кремния, алюминия и железа).

Большая часть кальция содержится в составе силикатов и алюмосиликатов различных горных пород (граниты, гнейсы и т. п.) , особенно в полевом шпате - анортите Ca. В виде осадочных пород соединения кальция представлены мелом и известняками, состоящими в основном из минерала кальцита (CaCO3). Кристаллическая форма кальцита - мрамор - встречается в природе гораздо реже. Обыграть, что он самый популярный из щелочноземельных братьев

Когда радий и стронций начнут выступать, что они такие редкие и их люди боятся, обыграть, что присутствием солей кальция и магния в природной воде определяется её жёсткость, а значит и кальций с магнием тоже жестки в обращении с людьми. Потом утром придёт алхимик и зальёт их всех сильными кислотами или, наоборот помирит.

Химические загадки «Кто я?»

Я блестящий белый металл. Прекрасно отражаю падающий свет. Мои ионы обладают способностью убивать микроорганизмы, поэтому меня используют для обеззараживания воды. Я достаточно мягкий металл, и используют меня для изготовления ювелирных изделий, домашней утвари, а также чеканки монет. Кто я?

(Аргентум)

Я светло-серый металл, был лишен характерного для всех металлов блеска, поскольку на воздухе покрываюсь пленкой, которая придает мне матовость. Используют меня в атомных реакторах в качестве замедлителя и отражателя нейронов. Кто я?

(Берилий)

Я серебристо-белый жидкий металл, легко испаряюсь и пары мои ядовиты. Свое применение нахожу в различных приборах: кварцевых лампах, диффузионных вакуумных насосах, термометрах. Кто я?

(Гидраргиум, ртуть)

Я твердое вещество серого, черного или красного цвета. Извлекают меня при помощи фильтрации и обжига при высоких температурах. Применяют меня в металлургии, фармацевтической, стекольной и перерабатывающей промышленности. Являюсь хорошим антиоксидантом, повышаю функции сетчатки глаза. Кто я?

(Селен)

Я газ голубоватого цвета, с характерным запахом. Являюсь очень сильным окислителем. Применяют меня в качестве отбеливающего и обеззараживающего средства. Кто я?

(Озон)

https://yandex.ua/images/search?p=9&text=посыбних%20для%20вступникыв%20з%20хымыъ%20быологыъ%20фызики

  • Хомченко Г. П. Пособие по химии для поступающих в вузы.- 4-е изд., испр. и доп,- М., 2002,- 480 с.: ил.

  • Сказка про литий
    Жил-был Литий(Li). Надоело ему сидеть на одном месте, вот он и покатился по белу свету - вещества посмотреть и себя показать. Катится –катится Литий, а навстречу ему Соляная кислота (НCl):
    - Литий, я тебя съем!
    - Не съешь, зубки об меня обломаешь, и ничего у тебя не получится.
    Сказал это и покатился дальше. Катится и песенку поет:
    - Я - Литий-молодец, щелочной я удалец!
    А навстречу ему Щелочь.
    - Я тебя съем! - говорит Щелочь.
    - Да ты что? Своих не узнаешь? Я от Кислоты ушел, а уж тебе-то где? - и
    покатился дальше, только его и видели. Катится и песенку поет:
    - Я - Литий-молодец, щелочной я удалец! Я от Щелочи ушел и от Кислоты ушел!
    Катится - катится Литий, а навстречу ему Соль.
    -Литий, Литий, я тебя съем!
    -Да где тебе: ты и с простыми металлами не со всеми взаимодействуешь, все условий подходящих ждешь, а я - щелочной, не про тебя! - и покатился Литий дальше, только его и видели. Катится и песенку поет:
    - Я - Литий-молодец, щелочной я удалец! Я от Щелочи ушел и от Кислоты ушел! И от Соли я ушёл!
    А тут Кислород на тропинке стоит и говорит:
    - Хороша песенка! Подойди поближе, спой погромче!
    Только Литий запел свою песенку, а Кислород его - ам! - и съел!
    И стал Литий Оксидом лития.
    Задание: Составьте уравнение химической реакции, встречающееся в тексте, уравняйте его методом электронного баланса, определите окислитель и восстановитель.

    ХИМИЧЕСКАЯ СКАЗКА ОБ ОТВАЖНОМ СЕРНОМ АНГИДРИДЕ (SO3), ОСВОБОДИВШЕМ ИЗ ПЛЕНА СЕРНИСТУЮ КИСЛОТУ (H2SO3).
    В некотором царстве, в химическом государстве, в 6 группе периодической системы химических элементов, жили-были царь Кислород и царица Сера. Жили они дружно и беззаботно. Трудно назвать другого правителя, который мог бы сравниться по силе и величию с почтеннейшим Кислородом. Царица Сера тоже была особой знатной и благочестивой. Еще с древнейших времён её предки существовали в виде сернистых соединений. Упоминалось о Сере даже в Библии и в поэмах Гомера. Жили Кислород с Серою – не тужили, детей любимых воспитывали, души в сыновьях своих не чаяли.
    Младший, Серный Ангидрид (SO3), был добрым и милым юношей, участвовал в производстве органических продуктов. Старший сын, Сернистый Ангидрид (SO2), был прямой противоположностью брата, даже дружил с разбойниками, с вулканическими газами. Эгоистичный и злой, он втайне помышлял завладеть королевством отца, а затем и весь мир хотел преклонить пред своим коленом. Сернистый Ангидрид был очень токсичен, поступая в живые организмы через дыхательные пути, вызывал такие опасные симптомы, как кашель, насморк, слезотечение, иногда дело доходило и до химического ожога – плохи шутки с Сернистым Ангидридом.

    Пришло время царю Кислороду искать сыновьям верных жен, и отправил он гонцов в царство Водорода, дабы просватать его внучатых племянниц – сестер Серную и Сернистую Кислоту.
    И тут случилась в Водородовом царстве беда – похитил прекрасную принцессу Сернистую Кислоту, славившуюся красотой неземной и нравом кротким, злой и коварный Сероводород. Украл девицу и сделал её пленницей – пригрозил супостат, что не увидит бедняжка белого света, покуда не создаст с ним взрывоопасный союз.

    Издал тогда царь Водород, удрученный горем, такой указ: «Кто спасет прекрасную Сернистую Кислоту, тот возьмет ее в жены и вдобавок получил полцарства».

    Рано утром собрались у крыльца наши царевичи и решили вместе идти на спасение принцессы. Царь благословил их на дальнюю дорогу, и царевичи отправились в нелегкий путь.
    Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. На пути у царевичей появился дремучий лес, в котором собирались разбойники вулканические газы. И задумал Сернистый Ангидрид убить брата, влюбленного в прекрасную Сернистую Кислоту – уж очень ему самому нравилась эта девица, не лежало его сердце к Серной Кислоте, такой же гордой и самовлюбленной, как и он сам.

    Зашедши на ночлег в пустую избушку на курьих ножках, братья уснули. Сернистый Ангидрид решил бросить младшего брата да вдобавок натравить на него вулканических газов – не миновать ему смерти…

    Только он об этом подумал, как вошла в избушку Баба-Яга, известнейшая ведунья и прорицательница из общества алхимиков. Разгадала она думу корыстную и велела разбудить младшего брата. Говорит Баба-Яга: «Тому из вас я магически-химический ключ дам, коим принцессу можно вызволить, кто из вас её больше достоин – у кого критическая температура выше, тому и быть мужем Сернистой Кислоты».

    Как ни старался Сернистый Ангидрид – ничего у него не вышло: 157,3 0 С против братских 218,30 С. Отдала Баба-Яга ключ Серному Ангидриду. Разрушил добрый молодец колдовские чары, освободил прекрасную принцессу Сернистую Кислоту из неволи и получил Водородовых полцарства. Счастливые родители сыграли на радостях свадьбу, и зажили молодые Серный Ангидрид с Сернистою Кислотою дружно и счастливо.
    Источник: http://www.proza.ru/2010/08/09/855

    Химическая сказка-загадка
    В некотором царстве, в некотором государстве жила была принцесса. Имени её мы пока называть не будем; просто - принцесса N.
    Весь её дворец был построен из чистейшего хрусталя. В его залах били фонтаны и фонтанчики, а на двери спальни прекрасной принцессы было выведено красивыми золотыми буквами «H2O», а чуть ниже нарисована смешная рожица в виде вытянутой капли.
    Принцесса была необычной девушкой. В народе о ней ходили слухи, что она очень мудрая, красивая, подвижная, речистая да быстрая. И много женихов к ней свататься приезжало, однако никому ещё не удалось разгадать премудрые загадки принцессы. А загадки всегда были одинаковые. «Узнаешь меня в трех моих обличиях, угадаешь мое имя - выйду за тебя замуж», - говорила она очередному жениху. Жених должен был побывать в трех прекрасных залах, все в них внимательно осмотреть и сказать, где в них и в каком обличии спряталась принцесса.
    Первый зал был большой и просторный. В центре зала бил фонтан, а в углу на столике стояла свежая роза в хрустальной вазе.
    Второй зал был зеркальный, с ледяным потолком, в одном из углов которого висела сосулька. В центре зала стояла золотая клетка с прекрасной жар-птицей.
    Третий зал был просто-напросто королевской баней, открыв дверь в которую, можно было задохнуться от горячего пара. Большая печка поражала красотой изразцов, которые составляли узор с прекрасной лебёдушкой.
    Ответы женихов были такие: «Тебя зовут Роза, ты и есть тот прекрасный цветок, потом ты обернулась жар-птицей, а в конце ты - образ лебёдушки на изразцах».
    «Нет, нет и нет!» - отвечала им принцесса.
    Так до сих пор женихи и гадают. А вы догадались?

    Том Лехрер - Песня Элементов
    Есть место Мышьяку, Сурьме, Селену, Алюминию

    И Водороду, Кислороду, Углероду, Рению,

    И Неодиму, Никелю, Нептунию, Германию,

    Железу, Америцию, Рутению, Уранию

    Европию, Цирконию, Лютецию, Ванадию,

    Лантану вместе с Осмием, Астату вместе с Радием,

    Золоту, Протактинию и Индию и Галлию,

    И Йоду вместе с Торием, и Тулию и Таллию.

    И Иттрию, Иттербию, Актинию, Рубидию,

    И Бору, Гадолинию, Ниобию, Иридию,

    И Стронцию и Кремнию, Серебру и Самарию,

    И Висмуту и Брому, Литию, Бериллию и Барию.

    И Гольмию, и Гелию, и Гафнию, и Эрбию,

    И Фосфору, и Францию, и Фтору вместе с Тербием,

    И Ртути с Молибденом, также Марганцу, и Магнию,

    Диспрозию, и Церию, и Цезию, и Скандию.

    Свинцу, Празеодимию, и Платине, Плутонию,

    Палладию, Прометию и Калию, Полонию,

    И Танталу, и Теллуру, Технецию и Кадмию,

    Титану, Хрому, Кюрию и непременно Кальцию

    И Сере, Калифорнию, и Фермию, и Берклию,

    И также Менделевию, Эйнштейнию, Нобелию,

    Аргон, Криптон, Неон, Радон, Ксенон, Цинк, Медь, Хлор, Родий,

    Азот, Вольфрам и Натрий, Кобальт, Олово есть вроде.

    Об этом сообщили мне из Гарварда студенты

    Но есть и неоткрытые другие элементы.
    Баллада о химических элементах (или как заучить таблицу Д.И. Менделеева)

    Самый первый - водород.

    Это знает весь народ.

    Гелий, Литий и Бериллий,

    Бор, а следом - Углерод,

    Там Азот, а за Азотом

    Двухвалентный Кислород.

    Фтор с Неоном, Натрий, Магний,

    Алюминий, Кремний тут.

    Фосфор, Сера, Хлор с Аргоном,

    Калий с Кальцием идут.

    Скандий, вслед- Титан, Ванадий.

    Хром и Марганец, а там

    Уж железо вставить надо,

    Ну и Кобальт по пятам.

    Никель с Медью,

    Цинк и Галлий,

    И Германий близко так.

    Ну а следом угадали-

    Сам убийственный мышьяк.

    Место здесь Селену с Бромом.

    К ним пристроился Криптон.

    Вслед Рубидий, незнакомый -

    Стронций, Иттрий влезли в дом.

    А цирконий и Ниобий

    Обогнали Молибден.

    А за ним - Технеций вроде,

    И Рутению - " добро"

    За Рутением и Родий

    Там Палладий, Серебро.

    Кадмий, Индий тут же рядом

    Разместить. Сойдешь с ума

    Оттого, что Цезий, Барий

    Вместе встали, а Лантан,

    С Церием стоял бы в паре.

    Но второго нету там.

    Он стоит в отдельной строчке

    Возглавляя новый ряд.

    Празеодим и Неодим

    И Прометий в нём стоят.

    Там Самарий и Европий,

    Гадолиний, Тербий тож,

    И какой-то там Диспрозий

    Вслед Иттербий влез подлец.

    Их тринадцать влезли в улей

    И Лютеций, наконец.

    Но местечко ведь осталось

    Где последним был Лантан.

    Рядом с Гафнием, Танталом,

    Разместился сам Вольфрам.

    А за ними - Рений, Осмий

    Золото и Ртуть идут.

    А за Ртутью - Таллий. Рядом

    разместился и Свинец.

    Висмут мы увидеть рады.

    И Полоний, наконец.

    Вот Астат с Радоном гордым.

    Франций с Радием вдвоем.

    И Актиний. Резерфордом.

    новый ряд опять начнем.

    Между ними Торий вгоним,

    Протактиний и Уран.

    Там - Нептуний и Плутоний,

    Ну а честь имен и стран.

    Америций, Кюрий, Берклий,

    Калифорний,наконец.

    Вот Энштейний с высшей меркой.

    Ну и Фермий, наконец.

    Менделеевий родимый

    С ним стоять Нобелий рад.

    И концом неумолимым

    Лоуренсий занял ряд.

    К Резерфордию вернуться

    Мы теперь опять должны.

    Там уже в прихожей мнутся

    Дубний (назван в честь Дубны!)

    К Сиборговию примкнули

    Борий, Хассий -новички.

    Там Мейтнерий,Ун-ун-нули.

    А теперь сними очки.

    И реши себе признаться:

    Что "сто десять" не конец.

    Найден номер "сто шестнадцать"

    Но нам кажется "творец"

    Не закончил им таблицу

    Широко открыта дверь.

    Чтобы в этом убедиться

    Этой формуле поверь:

    Nn = Σ n [ 1+(-1)] exp (n-1)

    Эн(n) здесь просто номер ряда

    ЭН (Nn) - все атомы в ряду.

    Только здесь подумать надо,

    Что ученым на беду.

    Лишний ряд встает в начале

    (Россий - Невий в нем живут).

    Все его не замечали.

    Что же нам поделать тут?

    Не кричать же: Бога ради

    Нужно в Солнце их искать.

    Может быть еще "Коллайдер"

    Подтвержденье сможет дать.

    Спорить здесь я не намерен.

    Время споры разрешит.

    Но сейчас, по крайней мере,

    Тему я поднял на щит.

    ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛАБОРАТОРИИ
    1. Если тебе понадобился реактив или какая-то аппаратура, сначала спроси у коллеги. В случае отказа назови его задницей и ищи искомое у себя.
    2. Если твоему коллеге понадобился реактив или аппаратура и он спрашивает их у тебя, отвечай "Нет", "Есть, но мало", короче, отмазывайся как хочешь, но убеди его, что эти три литровые банки на твоем столе - это не искомый им ТГФ, а технический ацетон, а специально обученная насадка Вюрца - это просто извращения вашего стеклодува.
    3. Никогда не отказывайся от возможности перемыть кости отсутствующему коллеге. Знай, ты тоже подвергся этой процедуре, и не раз.
    4. Независимо от того, что ты делаешь, на твоем столе всегда что-то должно кипеть, реагировать или перегоняться. Можешь залить в колбу хоть чай, но будь готов объяснить начальнику что это за реакция, какие реагенты ты использовал и почему реакционная смесь такого цвета.
    5. Меньше сиди за компом, даже если ты не просто качаешь из Нета порнуху, а занимаешься поиском литературы или просмотром спектров. Независимо от того, чем ты занимаешься, человек за компом всегда воспринимается как откосивший от работы бездельник.
    6. Можешь слоняться без дела по институту хоть целый день, но всегда, когда начальник бросает на тебя свой обеспокоенный и покровительственный взгляд в руках у тебя должны быть колба или воронка, показывающие что ты занят делом.
    7. За зарплатой приходи вовремя.
    8. Заходя в ЛВЖ, осмотри полки своих коллег - не появилось ли там что-то новое. Что-то, что не успели еще спрятать.
    9.Дефицитное стекло спрячь подальше и забудь о нем. Это единственная гарантия того, что оно не пойдет по рукам и не затеряется в гулких институтских коридорах.
    10. На работу приходи за 10 минут до начальника. Благо, что он появляется только после обеда.

    Запоминалки для школьников
    Реакции двойного обмена идут до конца:,
    Если выделится газ -

    И получится вода -

    А еще - нерастворимый

    Осаждается продукт…

    "Есть осадок" - говорим мы.

    Это третий важный пункт.

    Химик правила обмена

    Не забудет никогда:

    В результате - непременно

    Будет газ или вода,

    Выпадет осадок -

    Вот тогда - порядок!
    Давайте-ка изучим номенклатуру неорганических веществ
    Вот анионы кислородных кислот хлора:

    ClO4-- - перхлорат-анион

    ClO3-- - хлорат-анион

    ClO2-- - хлорит-анион

    ClO-- - гипохлорит-анион
    В хлориде хлор совсем один.

    Зато себе он господин.

    И отрицательным зарядом

    Делиться с братьями не надо.

    Перхлорат с хлоратом-братом

    И хлорит с гипохлоритом

    Заявляют всем открыто:

    "Мы скромны и небогаты,

    Хлор у нас - центральный атом,

    Но слывем вояками

    И окислим всякого!"
    А вот анионы кислот, содержащих серу:
    S2-- - сульфид-анион

    HS-- - гидросульфид-анион

    SO32-- - сульфит-анион

    HSO3-- - гидросульфит-анион

    SO42-- - сульфат-анион

    HSO4-- - гидросульфат-анион

    Сульфит не путайте с сульфидом,

    Чтоб места не было обидам:

    Сульфиды - сероводорода

    Родня. И нет в них кислорода!

    А вот сульфит. Скорей смотри:

    В нем кислорода сразу три!

    Добавим кислорода атом -

    Станислав Скляров)

    В красной соли кровяной

    Все в порядке, без обманов.

    Запоминательные стихи

    ПРО ГАЛОГЕНЫ
    Хлор хвалился: "Нет мне равных!

    Галоген я самый главный.

    Зря болтать я не люблю:

    Всё на свете отбелю!"

    Иод красой своей гордился,

    Твердым был, но испарился.

    Фиолетовый, как ночь,

    Далеко умчался прочь.

    Бром разлился океаном,

    Хоть зловонным, но - румяным.

    Бил себя он грозно в грудь:

    "Я ведь бром! Не кто-нибудь!.."

    Фтор молчал и думал: "Эх!..

    Ведь приду - окислю всех…"
    ПРО ХАЛЬКОГЕНЫ - ЭЛЕМЕНТЫ VIA-группы
    Халькогены часто вместе,

    И о ком из них ни спросим -

    Все живут в шестом подъезде

    "Менделеевского дома".

    С ними мы давно знакомы.

    "Я жилец квартиры восемь.

    Я могу зажечь на спор

    Спичку, печку и костер.

    Кто вам всем дышать дает -

    Атмосферный кислород!"

    Кто под номером шестнадцать?

    "Я готова вам признаться:

    Вижу я себя на троне

    В восьмиатомной короне.

    Не парю я в атмосфере,

    Тяжко мне живется, сере!"

    Красный или серый,

    Свет готов ловить селен.

    (Необычный элемент!)

    А теллур из тьмы возник,

    Это полупроводник.

    И у всех манеры -

    Точно как у серы.
    ПРО ЭЛЕМЕНТЫ IVA-группы
    Пятеро нас. Мы особого сорта.

    Мы - элементы группы четвертой.

    Наш коллектив удивительно дружен,

    Каждый из нас очень важен и нужен.

    У элемента номер шесть

    Достоинств очень много есть.

    "Людям я совсем как брат.

    Много тысяч лет назад

    Я уже пылал в костре,

    Освещая интерьер

    Первобытных их пещер.

    И украсить был я рад

    Дам и рыцарей наряд,

    Что блистали при дворе…

    Если мягким быть решу, -

    То в тетради я пишу.

    Такова, друзья, природа

    Элемента углерода!"
    Сосед углерода привык к работе,

    Замену ему нигде не найдете.

    Если бы этот пропал элемент,

    Где бы мы взяли кирпич и цемент,

    Чем бы стеклили окно, и куда

    Делись бы кварц, и фарфор, и слюда?

    Пляжи песчаные, толщи подземные -

    Где бы все это было без кремния?

    "Дайте выйти в первый ряд!

    Я ведь - номер пятьдесят.

    Я древний, но выгляжу молодо.

    Я - в бронзе, похожей на золото.

    Но я не спесив. Всем люблю помогать:

    И дырку в кастрюле могу запаять,

    Фольгой, даже банкой готов я предстать.

    И лишь от мороза теряю я голову.

    Ну как, догадались? Зовут меня олово".

    Поднял голову едва

    Номер восемьдесят два:

    "Знает каждый ученик:

    Я - металл. Пусть я старик,

    Но за все берусь с отвагой,

    Не сижу без дела я.

    Я рисую. Где бумага?

    Я стреляю из ружья.

    Труба канализации,

    Экран от радиации,

    Балласт подводного пловца -

    Моим заслугам нет конца;

    Таков уж мой природный стиль:

    Я ток даю в автомобиль…

    Ну, догадайтесь, наконец,

    Кто я? Меня зовут свинец".

    "А я здесь самый молодой,

    И не седою бородой,

    А тем, что полупроводник,

    Быть примечательным привык.

    Открыт я был в Германии,

    Зовут меня германием".

    Османова Зарина, Усеинова Эльвина, Савченко Анжела.

    Для учащихся, начинающих изучать химию- это сказочная страна. С первых уроков химии учащиеся ждут чудес, феерверков.Рассказы об алхимиках воспринимают как сказочные.Чбобы сохранить сказочность предмета "химия" для успешного его изучения, я предлагаю ребятам в сказочной форме излагать свойства изучаемых веществ.Предлагаю на ваш суд некоторые из таких ответов.Это творчество ребят, поэтому я поместила данный материал к творческия работам учащихся.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Сказка о добром и всеизвестном Царе Кислороде.

    Далеко- далеко, в одном сказочном царстве, произошла странная история. Правил в этом царстве справедливый царь по имени Кислород.

    Он очень распространен: в земной коре – 49,13%. В воздухе – 21%, в морской воде- 25% и в организме человека – 62%.

    Но как ни странно он не имел ни вкуса, ни запаха, ни цвета. Его называли О 2 , потому что он был двухатомным.

    У Кислорода было много врагов. Одним из них – углекислый газ, покличке СО 2 .

    Однажды, на царство Кислорода обрушился сильный ураган. Все живые существа стали задыхаться и умирать. Но на помощь всем примчался величественный Кислород. Он стал дуть в огромные труби и воздух стал наполняться кислородом. Жители царства могли дышать: они вдыхали кислород и выдыхали углекислый газ, который подхватывал сильный ветер урагана и уносил прочь.

    Так Царь Кислород спас свое царство от катастрофы. С тех пор жители всего мира знают о роли Кислорода на Земле.

    (Усеинова Эльвина,8 – А класс)

    Сказка о приключениях кислорода.

    Жили – были в сказочном городе Химия горожане химические элементы. У каждого жителя был свой домик. Город был невелик, и все жители знали друг друга. По вечерам жители этого городка собирались вместе, чтобы организовать что-то общее, интересное. И только Сера не любила общество и предпочитала оставаться в одиночестве.

    Однажды в город пришел молодой человек, очень общительный и сразу завел множество друзей. Все называли его Кислород. Он был без вкуса, без цвета, без запаха, но обладал химической активностью и взаимодействовал почти со всеми жителями города. От его сильной дружбы с Магнием и Алюминием в городе стало светлее и теплее. Кислород полюбил воздух и поселился в нем. Вечерами он любил играть: то он соединялся с Водородом, и появлялась Вода, которая омывала минералы и горные породы, образованные Кислородом с другими жителями химического городка.

    Однажды, Кислород очень захотел войти в дом Лаборатории, который расположен был на горе. Он увидел большое количество колб, различных склянок среди которых сидел человек по имени Профессор химии. Профессор воскликнул: « О! Это ты, Кислород!? Заходи, я могу с тобой провести множество интересных опытов и создать полезные соединения». Кислород был заинтригован лабораторной обстановкой и решил соединиться с другими веществами в опытах.

    И вот уже в пробирке образовалась Перекись водорода, а в колбе выпал оксид марганца. Профессор соединил их вместе, и Кислород выделился очень быстро и пожал руку Оксиду марганца. Кислороду очень понравились превращения, и Профессор объявил его Главным в реакциях окисления и горения.

    Благодаря Кислороду мы живем в тепле и можем приготовить вкусную пищу, свободно дышать, смеяться, радоваться жизни. Кислород стал самым популярным не только в городе Химия, но на всей планете по имени Земля.

    (Сказочник пожелал остаться неизвестным).

    Сказка о Кислороде.

    В одной далекой стране жили – были люди, которые настроили множество заводов, шахт. Страна процветала изобилием различных товаров и изделий, но люди стали болеть все чаще, дети не веселились и не играли в различные игры на улицах. И тогда люди решили обратиться за помощью к Царице – природе. Природа потребовала от них плату: засадить землю саженцами, кустарниками, разбить территории парков и зеленые лужайки. Люди повиновались и выполнили все, что потребовала царица – природа. Саженцы выросли в ветвистые деревья, кругом зацвели кустарники. Воздух стал прозрачнее и чище. Люди перестали болеть, на улицах стали слышны детские голоса. Народ не мог понять, что произошло?! И только один ученик всем объяснил, что весь секрет хранит природа, богиня Флора, которая с помощью солнца способна осуществлять фотосинтез – это процесс образования кислорода в зеленых листьях растений, который наполняет воздух, и он становиться чище и богаче кислородом, а значит, всем жителям легче дышится. С тех пор люди поняли, что без зеленых насаждений не прожить. Деревья поглощают углекислый газ, который выбрасывают заводы и фабрики, а взамен отдают воздуху бесцветный и безвкусный, но очень необходимый кислород.

    С тех пор народ этой страны строго следит за озеленением городов и ценит чистоту атмосферы, четко зная цену кислорода, который нам дается так легко и совсем не ценится нами.

    (Савченко Анжелина, 8 – А класс).

    Сказка про кислород и его друзей.

    Жил – был химический элемент, и звали его кислород. Он был очень добродушен. Был у него друг, с которым он дружил с детства - водород. А сестру кислорода звали серой.

    Пришел как – то вечером кислород в гости к водороду в шахматы поиграть. Только они начали игру, как звонок в дверь. Это оказалась сера. Она взволновано приглашала всех к общему знакомому господину Лавуазье. Во время опытов у него вспыхнул огонь и внезапно начался пожар. Кислород и водород немедленно отправились на происшествие.

    Соединившись в соединение, они стали жидким оксидом, который вмиг погасил огонь. Но дом пострадал. Медь и серебро, жившие по соседству, решили помочь господину ученому. Они созвали все химические элементы и дружно построили новый дом. Уж они знают, как трудно без дома.

    (Османова Зарина, 8- В класс).

    Сказка о водороде.

    Жил был веселый, но в то же время одинокий король «Н». Проходили дни, недели, а король оставался сам с собой, никем не видимый.Несмотря на то, что в королевстве он самый легкий, но играет большую роль. Он является главным во Вселенной. Он легок, но велик, потому что является составляющей частью солнечной атмосферы, многих звезд. С большим почтением относились к королю «Н». Со всеми дружил король, но были у него и неприятели.

    Как то солнечным днем пошел король прогуляться по королевству и повстречал Кислород. Сразу резко изменилась погода, закапал дождь и все разбежались. Король попрощался с Кислородом и дождь прекратился.

    В солнечных лучах капельки переливались разными цветами радуги. Залюбовавшись красотой, кружась в воздухе, «Н» не заметил как приблизился к огромному количеству кислорода. Король испугался не напрасно, так как знал, что образуется «Гремучий газ». Мгновенно произошел взрыв. Король стал тяжело дышать: «Пах! Пах! Пах!». Немного отойдя от взрыва, король увидел вблизи старую знакомую Медь. Он не сразу ее узнал, так как Кислород вступил с ней в схватку. Медь менялась на глазах. Король «Н» немедля вступил в ее защиту, и медь вскоре приобрела свой прекрасный вид, а кислород удалился умытый водой.

    Устав от прогулки господин «Н» решил вернуться к себе. Подходя к дворцу, ощутил неприятный запах. К нему навстречу шла госпожа Сера.

    Чем дольше длилась аудиенция «Н» и « S», тем больше распространялся запах тухлых яиц. Королю пришлось отказать сере в приеме, и он поспешил зайти в покои своего королевства.

    Ответ оставил Гость

    Сказка «Семейство щелочных металлов»

    Жили-были такие элементы, как литий Li, натрий Na, калий K, рубидий Rb, цезий Cs и франций Fr. Поодиночке они не жили, а только в соединениях с другими элементами. Франций же был получен искусственно при ядерных реакциях. И вот однажды после долгих похождений по всем группам и периодам. Они по указке Менделеева, пришли в первую группу и стали называться щелочными металлами. Они все серебристо-белого цвета с незначительными оттенками, легкие, мягкие и легкоплавкие. Их твердость и температура плавления закономерно снижаются от лития к цезию. Относительная атомная масса их различна: у Li – 7, у Na – 23, у K – 39, у Rb – 85, у Cs – 13, а у Fr – 223.

    Вот встали они в первую группу, главную подгруппу и по порядку, вот и их порядковые номера: Li – 3, Na – 11, K – 19, Rb – 37, Cs – 55, Fr – 87.

    Стали они жить да поживать, но вдруг им стало скучно сидеть одним, и они решили подружиться с водородом, но он отверг их дружбу, и водородных соединений не вышло.

    И вот в один день, гуляя по своей группе, увидели, как - будто бы на летательной тарелке к ним спустился инопланетянин – очаровательный кислород О2, металлы и кислород познакомились и вот что вышло:

    4 Li + О = Li2О

    2 Na + О = Na2О2

    2 K + О = K2О2

    2 Fr + О = Fr2О2

    2 Cs + О = Cs2О2

    2 Rb + О = Rb2О2

    Только литий образовал оксид с кислородом, а все остальные – пероксиды.

    Но металлы хотели ещё с кем – нибудь подружиться, и в один прекрасный день они встретились с группой простых веществ и сложных.

    Я обозначу щелочные металлы буквами – Ме.

    И они опять подружились.

    2 Ме + Cl2 → 2MeCl

    2 Ме + S → Me2S

    2 Ме + 2 HCl → MeCl + H2

    2 Ме + 2 HOH → 2MeOH + H2

    2 Ме + H2 → 2MeH

    И даже водород с ними подружился.

    В один день разговорились эти элементы о своей пользе, да как начали, как начали, особенно натрий и цезий. Натрий применяется в цветной металлургии, в качестве теплоносителя в ядерных реакторах, в качестве катализатора при синтезе некоторых органических веществ.

    А другие щелочные металлы, особенно цезий, способны превращаться в положительно заряженные ионы даже под действием света. Это свойство используется в фотоэлементах – приборах, превращающих энергию света в электрическую, и для изготовления автоматически действующих аппаратов.

    И вот стали они жить – поживать, да добра наживать. И по сей день живут. Но вот и сказке конец.

    P.S. Можешь что то удалить)))

    В большом семиэтажном доме, в подъезде щелочных металлов, на втором этаже жил Литий - самый легкий и беззаботный металл. Он, как и все щелочные металлы, очень активно взаимодействовал с Кислородом, неметаллами, Водородом и Водой. Как и все, защищался от Кислорода, но носил не керосиновую, а вазелиновую шубу, так как был очень легким и всплывал в керосине.
    Но все же Литий не был во всех отношениях похожим на своих собратьев: он был добр, щедр и прост. Он с охотой отдавал свои электроны и Кислороду, и Азоту, и многим другим элементам. Из-за этих-то особенностей Литий страдал, так как другие щелочные металлы, особенно такие хитрые как Калий и Натрий, не давали ему прохода. Дело было в том, что когда щелочные металлы горели в кислороде, каждые два их атома отдавали одной молекуле Кислорода два своих электрона - каждому атому по одному. Остальные электроны они припрятывали до поры до времени. Литий же был честен - отдавал молекуле Кислорода в два раза больше электронов, чем остальные металлы: на четыре атома Лития - четыре электрона. Да и с Азотом Литий взаимодействовал спокойно, при обычной температуре, не то что другие - при нагревании.
    И решили Натрий и Калий допытаться у Лития: почему он так поступает? Нет ли в его поведении каких-либо скрытых выгод?
    Спрашивает Натрий: "Почему ты, брат Литий, все свои электроны Кислороду отдаешь? Не лучше ли делать так, как мы? " Отвечал Литий: "Я всегда рад помочь другим, не то что вы - жадничаете. Я рад, что в моем оксиде Кислород имеет свою обычную степень окисления -2, не то что -1 в ваших странных, ни на что не похожих пероксидах" Сказал так и ушел восвояси. Долго стояли Натрий и Калий в раздумье, но так ничего и не поняли. И сейчас с Кислородом продолжают пероксиды образовывать.

    Цель: развить интерес учащихся к предмету.

    Химическая Сказка

    Три девушки сидят в рядок, две болтают и смеются одна, увлечена чтением. Название книги не видна, она лежит на коленях. Появляется рассказчик.

    Рассказчик:

    Три девицы под окном

    Засиделись вечерком.

    Первая девочка:

    Коль была моя бы воля,

    Я б из всех предметов в школе

    изучала физкультуру.

    Раз - полезно для фигуры,

    Два - контрольные работы не доставят нам заботы.

    Вторая девочка:

    Книжки ничему не учат!

    Вот гулять – гораздо круче!

    Химию учить тоскливо,

    Все выходит косо, криво …

    Опыты не удаются

    И в журнале двойки вьются.

    Первая девочка :

    Биологии учиться?!

    Лучше в речке утопиться!

    Вместо танцев беззаботных

    Изучаем жизнь животных.

    Вторая девочка:

    Про деревья и цветочки

    Не запомню я не строчки.

    Вот бы от такой науки

    Не подохнуть нам от скуки!

    Рассказчик:

    Ну, а третья всё молчала,

    Книжку умную читала.

    Переворачивает страницу, видно название книги - «Биохимия»

    Из-за кулис появляется Маг, подкрадывается к девочкам, музыка меняется.

    Рассказчик :

    Но подслушал злой отшельник,

    Властелин страны волшебной,

    Что беспечные подружки,

    Говорили тут друг дружке.

    И задумал их похитить,

    Чтоб не смели впредь хихикать …

    Недоучек-хохотушек

    Превратить решил в лягушек.

    Опыт - белый дым. Девочки первая и вторая теряют сознание. Третья надевает марлевую \ респиратор \противогаз. Маг забирает потерявших сознание девочек, третья – девочка – Главная- героиня остается.

    Сцена 2

    Главная героиня :

    Что же делать мне, ребята?

    Где колдун девчонок спрятал?

    Надо отправляется в путь,

    Чтоб обратно их вернуть.

    Сбирает в сумку баночки, бутылочки, книжки.

    Рассказчик:

    Нужно в дальнюю дорогу

    Реактивов взять немного.

    Чтобы с магией сражаться

    Надо нам вооружаться:

    Биологии учебник –

    Трепещи же, злой волшебник!

    Потрясая учебников, отправляется бродить по сцене

    Сцена 3

    Рассказчик:

    Долго ли, коротко ли

    Приходилось им идти,

    Вышла тихо на опушку

    И увидела избушку.

    Там, у костяных дверей

    Восседал старик- Кощей.

    Кощей:

    Ты как раз пришла к обеду!

    Обещал я тут соседу,

    Чародею- колдуну

    Скушать девочку одну…

    Не по честному всё будет,

    Зря людей Кощей не губит.

    Говорить я буду кратко:

    Я задам тебе загадку.

    Отвечаешь- отпускаю

    Нет - без кетчупа съедаю.

    Главная героиня:

    Я готова, в чём вопрос?

    Кощей:

    Эх, проклятый мой склероз!...

    А! Ответь мне поскорей,

    Сколько же всего костей

    В организме человека?

    Снимает покрывало со скелета, поворачиваясь к залу:

    Подсчитает за полвека!

    Тут-то я её и съем!

    Главная героиня:

    Я отвечу - нет проблем!

    Анатомия - наука-

    Замечательная штука,

    В общем, всех костей скелете

    Двести штук - вот мой ответик.

    Кощей:

    Тьфу ты чёрт, опять голодный!

    Бог с тобою, ты свободна!

    Сцена 4

    Рассказчик:

    Время не стоит на месте,

    Дав скелетам слово чести,

    Что она тут ненадолго,

    Повинуясь чувству долга,

    Поспешила поскорей

    Выручать своих друзей.

    Вдаль она спешить бы рада,

    Ну, а тут опять преграда.

    Возле старенького дома

    Повстречало злого гнома.

    Гном:

    Отвались моя печёнка!

    Вот же наглая девчонка!

    К нам в страну пришла без визы,

    Колдуну бросает вызов…

    Вздыхает и меняет тон.

    Задал мне колдун задачу –

    Я ночей не сплю и плачу:

    Как из горсточки песка

    Сделать огненный вулкан?

    Главная героиня :

    Нужен не песок простой,

    А особенная соль…

    Окажу тебе подмогу-

    Ты покажешь мне дорогу?

    Рассказчик :

    Гном охотно согласился,

    Хоть бы опыт получился…

    Опыт «вулкан». Пожимают руки, Гном указывает направление.

    Сцена 5

    Рассказчик:

    Время не стоит на месте,

    Давши гному слово чести,

    Что она тут ненадолго,

    Повинуясь чувству долга,

    Поспешила поскорей

    Выручать своих друзей.

    Что прекрасней в мире нет.

    А тропы пропал и след.

    Главная героиня прячется, Рассказчик обращается к зрителям :

    Героиня заблудилась-

    Помогите ей найтись.

    Я вам называю рифмы –

    Вы же мне – названья птиц.

    Вот воровка – белобока,

    Всем известная ***

    Заливалась средь ветвей

    Незаметный ***

    Залетела к дубу в крону,

    Громко каркая ***

    Главная героиня снова появляется, перестаёт зачарованно оглядываться,встряхивает головой.

    Ей не дали потеряться –

    Сказка может продолжаться!

    Сцена 6

    Рассказчик:

    Вдаль спешить она бы рада,

    Ну а тут - опять преграда.

    Речка в метр шириной,

    Возле речки- Водяной.

    Водяной:

    Смелым школьницам привет!

    Только переправы нет…

    Загадал мне Маг загадку –

    Расскажу я по порядку:

    Нужно, чтоб в реке моей,

    Вся вода, да поскорей,

    Да по самое по дно,

    Превратилася в вино.

    Главная героиня:

    Можно опыт провернуть,

    Злого мага обмануть

    Окажу тебе подмогу-

    Ты подскажешь мне дорогу?

    Рассказчик:

    Водяной согласье дал

    И смотреть на опыт стал.

    Опыт - «дымящаяся вода» Натрий + вода + фенолфталеин. Пожимают друг другу руки, Водяной указывает направление.

    Сцена 7

    Рассказчик:

    Время не стоит на месте,

    Дав пьянчуге слово чести,

    Что она тут ненадолго,

    Повинуясь чувству долга,

    Поспешила поскорей

    Выручать своих друзей.

    Вот и близок путь к концу:

    Мы выходим ко дворцу,

    Где живёт волшебник злой.

    Появляется Маг, изображает радушный приём.

    Маг:

    Проходи, в дверях не стой!

    Мне про химию твою

    Прям, баллады тут поют…

    Удиви меня, сестрица!

    Говорят ты мастерица

    Супер - фокусы творить?

    Что ж… попробуй превратить,

    Свет во тьму, а белый в чёрный.

    Главная героиня :

    Где же нужные растворы?!

    Лихорадочно роется в сумке. Находит. С тревожным видом поворачивается к магу.

    Будет все, как ты сказал.

    Но свидетели весь зал-

    Обещай же мне, злодей,

    Отпустить моих друзей!

    Маг:

    Я даю прилюдно слово!

    Ну, скорей же! Все готовы?!

    Опыт -«черный змей». меняется музыка. Выбегают девочки, и обнимают свою спасительницу.

    Маг:

    Как же здорово в науке

    Быть умельцем на все руки! ...

    Падает на колени, обращается к главной героине:

    Ты теперь судьба моя-

    Это точно понял я…

    И сейчас, краса девица,

    На тебе хочу жениться!!!

    Все:

    Тут и сказочки конец,

    А кто слушал - молодец!