Технологическая карта зачем строят самолеты. Урок "Зачем строят самолеты?". Изучение нового материала

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок 15 Учебник: с.34-35(1 часть) Поурочное планирование: с.50-59 Учитель Серебрякова И.В. МОУ СОШ №11 г.Кизел Пермский край 2011г.

КТО ТАКИЕ РЫБЫ? Тема:

Цель урока: Формирование представлений о строении и отличительных признаках рыб

Четвертый лишний

Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. У реки остановилась, Над водою закружилась

Ют, По земле не ходят, На небо не смотрят, Звёзд не считают, Людей не знают.

Туловище Голова Жаберная крышка Хвост Плавники

Рыбы- водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. щука сом карась

Речные рыбы окун ь карп лещ щука

Морские рыбы Рыба-меч Рыба-молот Палтус (морской язык) Ставрида

МОРСКОЕ ЦАРСТВО

Камбала СРАВНИ

Определи среду обитания рыб - речная - морская

На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно сом

На дне один Лежит плоский блин камбала

Драчун и забияка Живёт в воде, Кости на спине, И щука не проглотит. ёрш

Хвостом виляет, Зубаста, а не лает. щука

Живу глубоко. Плыву легко, Зубастая, большая, Я рыба морская. акула

Итог урока. Кто такие рыбы? Рыбы – это животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок 19 Учебник 46-47 Поурочное планирование: 81-87 Учитель Серебрякова И.В. МОУ СОШ №11 г.Кизел Пермский край

Тема: Что вокруг нас может быть опасным?

Цель: Формирование представлений о потенциальной опасности окружающих предметов, правильное обращение с ними. Освоение элементарных правил дорожного движения.

З а д а н и е: Р а с п р е д е л и по г р у п п а м ПОВТОРЕНИЕ

Посуда Бытовая техника Одежда Мебель

Стоит бычище, Проклеваны бочища.

Дом устроен очень сложно Мусоропровод

БЫТОВАЯ ТЕХНИКА

Четыре синих солнца, У бабушки на кухне, Четыре синих солнца Горели и потухли. Поспели щи, шипят блины, До завтра солнца не нужны. ГАЗОВАЯ ПЛИТА

С газом не шути. Газ нельзя увидеть, он имеет запах. Если почувствовали запах газа- нельзя зажигать огонь и включать электроприборы. Нужно позвонить в газовую службу по телефону 04

Электрическая плита

Электроприборы

Нельзя самому чинить электроприборы. При неосторожном обращении со спичками можно получить ожог. При неосторожном обращении с чайником с кипящей водой можно получить ожог. Причины пожара

Спички детям не игрушка

Знаете ли вы номер телефона, по которому нужно звонить во время пожара?

Какую опасность при неосторожном обращении несут эти предметы?

Какой номер телефона нужно знать, чтобы вам оказали помощь?

Какую опасность несет данный предмет?

Вывод Даже самые обычные вещи могут оказаться опасными, если с ними неосторожно или неправильно обращаться.

Источники: Э.Н.Золотухина «Рабочие программы по системе учебников «Школа России», издательство «Учитель» Волгоград 2011 г. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» к учебному комплекту А.А.Плешакова 1 класс. Ресурсы интернета.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок 30 Учебник: с. 78-79 Поурочное планирование: с 134-137 Учитель Серебрякова И.В. МОУ СОШ №11 г.Кизел Пермский край 2011 г

куда девается мусор?

ЦЕЛЬ: Формирование представления об источниках мусора в быту, классификация мусораи способах их утилизации;

Повторение изученного Как путешествовало письмо?

Шоколад Мёд Изюм Масло Виноград Молоко Нектар Какао-бобы Соедините стрелками, что из чего получается

Зачеркните те буквы, которые повторяются, и узнаете, что любит Муравьишка. У А С К А Я О У Я Н М Ф У Е С Т М Ы Конфеты

Что осталось после того, как муравьи съели конфеты?

Не люблю конфеты

Как здесь хорошо!!! Люблю мусор!

Откуда берется мусор?

Какой мусор образуется после использования этих продуктов?

Семья обедает Какой мусор останется после обеда?

мусор на улице Почему так много мусора на улице?

МУСОР В ВОДЕ Как мусор попадает в воду?

Куда нужно выбрасывать мусор?

МУСОР В ЛЕСУ

Какой дальнейший путь мусора?

СВАЛКА АВТОМОБИЛЕЙ

Куда лучше вывезти мусор?

Сортировка мусора

После переработки

Мусор в теплоэнергию

Как сделать так, чтобы было меньше мусора?

Информация: За 1 год человек в среднем выбрасывает отходы: - 90 штук - на которую уходит 2 дерева 70 штук 107 штук 45 кг

ЗНАЙ И ПОМНИ Брошенный полиэтиленовый пакет пролежит в земле 200 лет. Брошенная бумага лежит, не сгнивая, 2 года. Консервная банка или осколок бутылки поранят кому-то ногу и через 30 лет.

Закончи фразу: «Мусора будет меньше, если…» Не брать лишних пакетов в магазине; Писать на обеих сторонах листа; Покупать напитки в бутылках, которые можно сдать на переработку; Не покупать товары с большим количеством упаковок и обёрток; Не покупать больше, чем понадобится; Одежду, которую уже не носишь, отдать нуждающимся; Не выбрасывать старые игрушки, книги: они могут кому-нибудь пригодиться.

Источники: Э.Н.Золотухина «Рабочие программы по системе учебников «Школа России», издательство «Учитель» Волгоград 2011 г. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» к учебному комплекту А.А.Плешакова 1 класс. Ресурсы интернета.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок 55 Тема: Зачем нужны поезда? Учебник с.62-63 (2 часть) Методическое пособие: с.256 Учитель Серебрякова И.В. МОУ СОШ №11 г.Кизел Пермский край 2012г.

Цель: формирование представлений о назначении и устройстве поездов и железных дорог.

Полотно, а не дорожка, Конь не конь - сороконожка По дороге той ползёт, Весь обоз один везёт.

Для чего нужны поезда? Для перевозки пассажиров Для перевозки грузов

Пассажирские поезда Электричка – пригородный поезд, который ездит между городами на близкие расстояния.

Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро в час любой Провезу вас под землёй. Метро – подземный вид транспорта, доставляет людей из одного района города в другой по подземным коридорам – туннелям.

Я зашёл в зелёный дом. Больше суток ехал в нём. Оказался этот дом В дальнем городе другом. Поезда дальнего следования ходят в далёкие города.

Товарные поезда Для перевозки жидкостей (цистерны) Для перевозки контейнеров (платформы)

Высокоскоростной поезд

История поездов Первый паровоз Стивенсона

Паровоз Черепановых

железнодорожники

На каком поезде нужно ехать на дачу?

На каком поезде ехать в музей?

На каком поезде ехать в другой город?

Железнодорожный переезд

Источники: Э.Н.Золотухина «Рабочие программы по системе учебников «Школа России», издательство «Учитель» Волгоград 2011 г. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» к учебному комплекту А.А.Плешакова 1 класс. Ресурсы интернета.

Предварительный просмотр:

Сверхзвуковой самолёт ТУ-144

Грузовой самолёт

Военные самолёты

Самолёт - невидимка

Транспортно-боевой вертолет МИ -171Ш

Ударный вертолёт КА-50

Вертолёт – удивительная машина. Он перевозит грузы и людей. Спешит туда, где далеко от города заболел человек или загорелся лес, как пожарная машина или скорая помощь. Он может сесть там, где нет дорог и аэродромов. Ему не нужна площадка для разбега. Он зависает над поверхностью.

Спортивный самолёт

Учебно-тренировочный самолёт СУ-29

Схема устройства самолёта Ил-96-300: 1 – радиолокационная станция; 2 – кабина экипажа; 3 – туалеты; 4 – гардероб; 5– грузовой люк; 6 – багажный контейнер; 7 – первый пассажирский салон на 66 мест; 8 – гондола двигателя; 9 – 12 крыло; 13 – второй пассажирский салон на 234 места; 15 – грузы; 16 – аварийный выход; 17 – грузы в сетях; 19 – киль; 20 – руль направления; 21 – руль высоты; 22 – вспомогательная силовая установка; 23 – стабилизатор; 24 – фюзеляж; 25 – тормозной щиток; 26 – основная опора шасси; 27 – двигатель; 28 – топливные отсеки; 29 – центроплан крыла; 30 – буфет с лифтом на нижнюю палубу; 31 – грузовой пол со сферическими опорами; 32 – входная дверь; 33 – носовая опора шасси

Самолёт - амфибия

Первый самолёт (аэроплан) братьев Райт. На самолёте лёгкий бензиновый двигатель, первый полёт продолжался меньше минуты (50 секунд), пролетев 250 метров.. Из истории Первый истребитель Первые самолёты А.С.Яковлева

Источники: Э.Н.Золотухина «Рабочие программы по системе учебников «Школа России», издательство «Учитель» Волгоград 2011 г. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» к учебному комплекту А.А.Плешакова 1 класс. Ресурсы интернета.


Конспект урока по окружающему миру «Зачем строят самолеты?» для 1 класса УМК «Школа России» с презентацией.

Цель урока : формировать представление о видах, устройстве и назначении самолетов.

Прогнозируемые результаты:

Предметные: дети должны познакомиться с видами самолетов, научиться их классифицировать в зависимости от их назначения, усвоить знание основных составных частей самолета.

Метапредметные УУД :

Личностные: формирование целостного представления об окружающем мире в его органичном единстве и разнообразии, формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельно-сти и личностного смысла учения.

Коммуникативные : умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнера коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия.

Познавательные:

Общеучебные: умение отвечать на вопросы, осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, формулирование познавательной цели, извлечение необходимой информации из различных источников (рассказ учителя, жизненный опыт, иллюстрации учебника и слайдов презентации, текст учебника), ориентирование в учебнике, чтение текстов учебника и обработка содержащейся в них информации.

Логические: анализ учебной ситуации, анализ иллюстраций, составление причинно-следственных связей, сравнение различных самолетов по их внешнему виду и назначению, классификация самолетов; формулирование выводов.

Регулятивные: принятие учебной задачи, определение эффективных способов ее достижения, контроль и оценивание результата своих действий и действий одноклассников.

Пропедевтика : географические термины «материк», «Южная Америка», «Евразия» (в виде представления, без формулирования понятия).

Организация пространства:

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная формы работы, работа в паре и группе.

Ресурсы : учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова (УМК «Школа России») ч.2, электронное приложение к курсу, презентация, методическое пособие; запечатанный конверт с письмом, глобус, тексты с ошибочными утверждениями, маленькие фишки из картона красного и зеленого цветов, веер цифр.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь на свои места.

Ученики приветствуют учителя кивком головы, садятся.

Учитель: И, как всегда, вместе со мной вас приветствуют Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Слайд 1.

2. Нестандартный вход в урок.

Учитель берет с рабочего стола запечатанный конверт.

Учитель: Что это, ребята? Кажется, какое-то письмо. (Разглядывает конверт, показывает классу). Помните, еще в прошлом полугодии мы помогали Вопросику написать письмо его троюродному брату Хосе на материк Южная Америка, в Мексику, и проследить путь этого письма. Слайд 2.

Кажется, именно оттуда сейчас мы получили ответ. Ребята, наш Вопросик еще не очень быстро читает. Помогите, пожалуйста, прочитать это письмо.

Хорошо читающий ученик читает письмо: «Здравствуй, дорогой Вопросик! Я был очень рад получить от тебя письмо. Так много хочется рассказать тебе о том, как я живу. Приезжай ко мне в гости, у меня чудесный дом в Мексике. Мы сможем поговорить обо всем. Я буду очень ждать тебя. Твой Хосе.»

Учитель: Я предлагаю вам посмотреть на модели земного шара, как можно добраться до Мексики. Кстати, как называется модель земного шара?

Дети: Глобус.

Учитель: Вот наш глобус. Итак, вот материк Евразия, где проживаем мы с вами. Вот материк Южная Америка, где находится Мексика - родина Хосе. Между ними - океан. Слайд 3 . Как же можно передвигаться по океану? Мы об этом уже говорили.

Дети: На корабле.

3. Актуализация опорных знаний:

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с разными видами кораблей. Посмотрите, на доске пронумерованы некоторые из них.

На доске список:

1. военный корабль;

2. рыболовное судно;

3. грузовое судно;

4. электричка;

5. пассажирское судно;

6. исследовательское судно.

Учитель: Покажите с помощью веера цифр, на каком судне Вопросик может добраться до своего троюродного брата? (Дети поднимают карточку с номером корабля).

Учитель: Вы не заметили ничего странного в этом задании?

Дети: Здесь есть лишнее: электричка - это не корабль, а поезд.

Учитель: Дома вы рисовали в своей рабочей тетради различные корабли. Кто нарисовал путешествие на корабле, о котором вы мечтаете? А кто нарисовал свое путешествие, которое уже произошло?

4. Возникновение проблемной ситуации.

Муравей Вопросик: Ребята, а я однажды тоже хотел поплавать на корабле, но не смог. Я ужасно себя чувствовал. Доктор сказал мне потом, что у меня морская болезнь. Вряд ли я смогу отправиться в гости на пассажирском судне. Что же делать?

Дети: Можно попасть в Мексику на самолете.

5. Уточнение целей урока.

Учитель: Откроем учебник на с.66. Прочитайте тему урока.

Дети: Зачем строят самолеты? Слайд 4.

Учитель: Найдите цель урока. Прочитайте ее самостоятельно. Скажите своими словами, чему будет посвящена наша работа на уроке.

Дети: Мы познакомимся с видами самолетов, узнаем, зачем они нужны.

6. Знакомство с новым материалом.

1. Самостоятельная работа с иллюстрациями учебника.

Учитель: Рассмотрите иллюстрации на с.66. Прочитайте подписи к каждой из них, опишите каждый самолет и объясните его назначение. Слайд 5.

Фронтальная работа: дети объясняют назначение каждого вида самолетов.

Пассажирский самолет нужен для перевозки пассажиров на дальние расстояния. Он большой, в нем много мест для людей.

Военный самолет нужен для войны. Он может стрелять и сбрасывать бомбы вниз.

Грузовой самолет нужен для того, чтобы перевозить грузы. У него большой багажный отсек.

2. Беседа по обобщению жизненного опыта:

Учитель: Приходилось ли вам летать на самолете? Расскажите о своих впечатлениях.

Дети делятся своим жизненным опытом.

Физминутка

3. Знакомство с устройством самолета.

oСамостоятельная работа с рисунком-схемой учебника.

Учитель: На с.67 вы видите изображение устройства самолета. Рассмотрите его и прочитайте все подписи составных частей самолета.

Дети читают.

Учитель: У каждого из вас лежат фишки в виде квадратиков зеленого и красного цветов. Прочитайте названия частей самолета еще раз, помечая зеленой фишкой ту подпись, которую вам запомнить легко. Красные фишки положите к тем подписям, которые запомнить сложнее.

Дети выполняют самостоятельно.

Учитель: Теперь уберите зеленые фишки на край стола и перечитайте только те названия, которые у вас отмечены красным цветом.

oРабота в парах: взаимный контроль усвоения.

Учитель: Найдите в конце учебника «Странички для самопроверки». Работаем в паре. Проверим, как вы запомнили названия частей самолета. Один из пары называет части самолета, второй его проверяет по учебнику. Затем меняемся.

Фронтальный контроль усвоения : работа с электронным приложением. В разделе «Почему? Зачем?» учитель открывает тему урока, задание № 2. Вызванный ученик распределяет названия частей самолета к соответствующим изображениям.

Учитель: Какие части самолета не были задействованы в этом задании?

Дети: Трап и фюзеляж.

Учитель: Как по-другому можно назвать фюзеляж?

Дети: Корпус.

7. Закрепление изученного.

Игра «Лови ошибку».

Учитель: А в конце нашего урока предлагаю немного поиграть. Разделитесь на группы. На слайде презентации я приготовила текст, который подведет итог нашему занятию. Такой же текст я даю каждой группе. Если вы найдете в тексте ошибки, вы их подчеркнете карандашом красного цвета.

Текст: Слайд 6.

Самолеты - это водный транспорт. Их строят только для перевозки пассажиров. Военные самолеты нужны для нападения на другие страны.

Дети работают в группах, подчеркивают неверные слова или сочетания слов в предложениях. Выступает один из представителей группы с объяснением, что и почему они подчеркнули.

Учитель: Мудрая Черепаха поможет нам проверить, правы ли мы в своих предположениях. Внимание на Слайд 7.

Учитель: Подведем итог, все ли ошибки мы нашли?

Учитель: Молодцы, хорошо поработали.

8. Обобщение. Разрешение проблемной ситуации. Рефлексия.

Учитель: Давайте ответим на главный вопрос урока: так зачем же строят самолеты?

Дети: Чтобы летать на дальние расстояния, перевозить грузы издалека, защищать свою страну.

Учитель: На каком из самолетов наш Вопросик сможет отправиться в гости к брату?

Дети: На пассажирском самолете.

Учитель: В какой части самолета он сможет с комфортом расположиться?

Дети: В салоне для пассажиров. Слайд 8.

Учитель: Оцените урок и свою работу на нем. Если вы узнали много нового, все поняли и запомнили, то положите в мою коробочку фишку зеленого цвета. Если материал был слишком сложным, вы не все поняли на уроке, запомнили не все новые слова, положите в мою коробочку фишку красного цвета.

Учитель проходит по рядам, дети кладут в коробочку по одной фишке, учитель делает вывод. Например: Этот урок оказался полезным и интересным для многих из вас. К сожалению, не все считают, что всё усвоили на уроке…

Учитель: Спасибо за работу. Слайд 9.

Скачать полную версию Чтобы скачать материал или !

Тема: Зачем строят самолеты?

Цели урока:

Образовательные:

Познакомить детей с назначением и устройством самолетов;

Дать историческую справку о первых летательных аппаратах.

Развивающие:

Развивать умение сравнивать и описать транспортные средства.

Развивать мышление и воображение учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, интерес к чтению дополнительной литературы о воздушных транспортных средствах, об их истории.

Оборудование. Учебник «Мир вокруг нас», первый класс. А.А.Плешаков. Модели самолетов и вертолетов. Рисунки сказочных летательных средств, цветные карандаши.

Демонстрационный материал: компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок на урок. Добрый день, дети.

Пусть этот день несет нам радость общения.

Наполнит сердце благородными чувствами.

Сегодня, какое число? Какой день недели? Как называется предмет, который мы изучаем?

II. Повторение изученного материала

1. Мудрая Черепаха хочет проверить, хорошо ли мы знаем окружающий нас мир, и приготовила задания. Сейчас, читаю предложение, если вы согласны с тем, что сказано, прохлопайте, если нет - потопайте.

Земля имеет форму блюдца (Нет)

Суббота придет после четверга (Нет) А когда придет суббота? (После пятницы)

Лето наступит после осени (Нет) А когда? (После весны)

Дятел, синица, сова-это перелетные птицы. (Нет)

Солнце-это самая далекая от Земли звезда. (Нет. Самая близкая)

Звезды - это огромные пылающие шары. (Да)

Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца. (Да)

Тучи состоят из тяжелых капелек воды. (Да)

Фары, ремни безопасности, сиденья - это части велосипеда. (Нет)

Части, какого транспортного средства я назвала? (Автомобиля.)

Молодцы. Мудрая Черепаха довольна вами. Она предлагает вспомнить, на каких средствах передвижения мы совершали путешествия. В этом нам помогут загадки, которые появятся на экране.

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Автомобиль)

Земля дрожит, силач бежит.
Тянет он за собой
Хвост огромный стальной. (Поезд)

Бежит по воде скоро
Без весел и мотора. (Парусник)

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей. (Метро)

Как назвать одним словом автомобиль, поезд, метро, корабль (транспорт). - Какой бывает транспорт? (городской, пассажирский, грузовой, водный...)

2.Вместе Мудрой Черепахой мы сегодня отправимся в путешествие на новом транспортном средстве. Отгадав ключевое слово в кроссворде, вы узнаете, что это за транспортное средство.

  1. Часть колеса велосипеда. (Спица. )
  2. Осветительный прибор на автомобиле. (Фара. )
  3. Подземная электричка. (Метро. )
  4. Им управляет капитан. (Корабль. )
  5. Он нужен, чтобы управлять машиной. (Руль. )
  6. Их четыре у машины, два у велосипеда и много у поезда. (Колеса. )
  7. Ю.А. Гагарин впервые на ней отправился в космос. (Ракета. )

Верно. А кто помнит, какая знаменательная дата была в апреле? (12 апреля вся страна отмечала 55 летие полета человека в космос.) Какое ключевое слово получилось? (самолет)

III. Сообщение темы урока

Итак, мы отправляемся в путешествие на самолете и будем искать ответ на вопрос Мудрой Черепахи ” Зачем стоят самолеты?"

Вы из дома принесли свои любимые игрушки-самолеты и поделки. Расскажите о них. В какую группу их можно объединить? Зачем их строят?

Чтобы узнать, какие еще бывают самолеты, откроем учебник на стр. 66. Рассмотрите различные современные самолеты на иллюстрации. Прочитайте, какие бывают самолеты? А для чего нужен каждый самолет? (Пассажирские перевозят пассажиров, грузовые - грузы, военные нужны нашей армии защищать воздушные границы нашей Родины, спортивные - участвовать в спортивных соревнованиях)

IV. Физкультминутка

Попробуем построить свои самолеты на физкультминутке.

Руки ставим мы вразлет:
Появился самолет.
Мах крылом туда-сюда,
Делай «раз» и делай «два»!
Раз и два, раз и два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Опустили руки вниз –
И на место все садись!

V. Знакомство с новым материалом

А вам хотелось бы по-настоящему полетать? Человек так давно мечтал полетать, как птица, что воплотил свои мечты, но сначала в сказках. С какими волшебными летательными аппаратами вы сталкивались в сказках. (Ступа Бабы яги, крылатые сандалии, ковер – самолет). Что необходимо для полета птице? (Крылья) Человек серьезно стал задумываться о полете с помощью крыльев очень давно. Существует древнегреческая легенда о том, что Дедал и его сын Икар смастерили из воска и перьев крылья. Послушайте часть легенды:
Первым взлетел Дедал. С изумлением смотрел Икар на отца, который парил в воздухе. Дедал спустился на землю и сказал сыну:
- Слушай, Икар, сейчас мы улетим с Крита.
Будь осторожен во время полета. Не спускайся слишком низко к морю, чтобы соленые брызги волн не смочили твоих крыльев. Не подымайся близко к солнцу – жара может растопить воск, и разлетятся перья.
Отец с сыном надели крылья на руки и легко понеслись. Быстрый полет забавлял Икара, все сильнее взмахивал он крыльями. Забыл Икар наставления отца и взлетел высоко под самое небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, скреплявший перья крыльев. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремглав упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах.
Это только легенда. А теперь послушайте, как на самом деле человек учился создавать самолеты.

Первыми поднялись в воздух на воздушном шаре братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года построенный ими воздушный шар поднялся над Парижем. В 1875 году два француза – Блоншар и Джефри – совершили перелет на воздушном шаре, наполненном водородом.

В 1852 году появился первый дирижабль. Это тоже воздушный шар, но в форме веретена. Слово дирижабль означает «управляемый». Дирижабль был построен в 1900 году. Его использовали как транспортное средство. Но такие аппараты были громоздки и не могли соревноваться с аэропланами.

Идея полетов с помощью крыльев впервые была высказана Леонардо да Винчи. Однако построить аппарат первым попытался англичанин Роберт Гук в 1660 году. Но на его модели так никто и не решился полететь. Только в 1882 году русский морской инженер А.Ф. Можайский построил первый самолет и совершил на нем полет, который продолжался несколько минут.

Рассмотрите рисунки старинных самолетов. Похожи ли старинные самолеты на современные? Нет.

Кто из вас видел настоящие современные самолеты? Где? (В фильмах, в телепередачах)

Посмотрим на устройство современного самолета. Прочитайте названия частей самолета в учебнике на стр. 67. Какие слова вам незнакомы?

Фюзеляж (корпус ). Шасси (колеса ). Трап (лестница ).

Предлагаю назвать и показать эти части на модели самолета. Для чего эти самолеты предназначены? Кто управляет самолетом и обслуживает его? (Летчики (пилоты)). (Обслуживает пассажиров стюардесса). А кто руководит движением самолётов? (Авиадиспетчера).

Мудрая Черепаха приготовила вам еще одну загадку. Отгадав загадку, мы узнаем еще об одном транспортом средстве.

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет
Наш российский... (Вертолет).

Вертолет – еще одно воздушное транспортное средство.

Сравните изображения самолета и вертолета. Чем они различаются? (У вертолета есть пропеллер, он меньше самолета).

Кто видел вертолет? Какого он обычно цвета? (Зеленого, голубого).

Предлагаю немного послушать об этом аппарате.
Вертолет может попасть туда, где нет дорог и аэродромов. Ему не нужна площадка для разбега. Если люди попали в беду на воде, в горах, где невозможно даже ноги поставить, на помощь придет вертолет. Он сбросит веревочную лестницу и поднимет спасенных людей на борт.
Удерживает вертолет в воздухе винт с лопастями. Он вращается так быстро, что похож на прозрачные стрекозиные крылья.
На длинном хвосте у вертолета – еще один маленький винт-пропеллер. Он служит рулем – удерживает корпус вертолета.

VI . Раскрашивание самолёта и вертолёта

Учащиеся выполняют задание.

А кто знает, откуда взлетают самолеты?

( С аэродрома).

Куда бы вы хотели отправиться в путешествие?

(В дальние страны).

Представьте, что вы на борту самолета и отправляетесь в путешествие и

VII . Итог

А теперь, давайте пошушукаемся. Прошепчите соседу о том, как вы себя чествуете? Чему научились сегодня, что узнали нового, что понравилось на уроке? На какой вопрос Мудрая Черепаха искала ответ? (Зачем строят самолеты)

Сейчас озвучим результаты вашего общения друг с другом.

Дома своим родителям вы расскажите "Я сегодня узнал на уроке…"


Лецких Л.А.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
У р о к 57. ЗАЧЕМ СТРОЯТ САМОЛЕТЫ?
Цели деятельности учителя: формировать представления о назначении,
устройстве и разнообразии самолетов.
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся классифицировать самолеты в зависимости от их назначения;
рассказывать о своих впечатлениях от полета на самолете; получат возможность
научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу
урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную
информацию для получения новых знаний.
(компоненты
культурно­компетентностного
опыта/приобретенная компетентность): овладеть способностью понимать
учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; отвечать на вопросы;
обобщать собственное представление; формировать готовность слушать
собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; соотносить
изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической
формой речи в заданной сюжетно­ролевой ситуации.
Метапредметные

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной
роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного
смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать
собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации в
ходе изучения новой темы; логические – дополнение и расширение имеющихся
знаний и представлений об окружающем мире.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга,
строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию,
допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и
сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют
результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его;
имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо
учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно
идентифицируют себя с позицией школьника.
Методы и формы обучения:
объяснительно­иллюстративный;
индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Образовательные ресурсы: картинки с изображением разных самолетов.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Организационный момент.
Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование
определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное
отношение к школе и адекватное представление о ней.
Подготовка рабочего места.
II. Объяснение нового материала.
Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое
высказывание в устной форме о видах воздушного транспорта; логические –
осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя,
родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их
выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих
предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.
Беседа.
М у р а в е й. Отправился я к своему другу в гости на корабле (показ
картинки с изображением корабля). Этот корабль представляет собой паром,
который курсирует по морю между несколькими странами и городами. Он
перевозит не только пассажиров, но и автомобили, автобусы. Корабль огромный,
на нем для пассажиров есть магазины, рестораны, танцевальные залы. Погостил я
у друга, и вдруг мне пришла телеграмма, что надо срочно домой. Как мне быть?
У ч е н и к и. Полететь на самолете.
М у р а в е й. Приехал я в аэропорт и растерялся. Посмотрите, сколько
самолетов. (Показ картинок с изображением самолетов.) Это и военные
самолеты, и спортивные, и грузовые, и пассажирские. Какой из них мой?

У ч е н и к и. Пассажирский, он перевозит пассажиров.
М у р а в е й. Спасибо, ребята. Нашел я пассажирский самолет. Встретила
меня у трапа стюардесса (показ картинки с изображением трапа и
стюардессы), проводила к моему месту. Лечу я и думаю, а как устроен
самолет? Расскажите, ребята.
Ученики рассказывают по картинке учебника (с. 66–67).
М у д р а я Ч е р е п а х а. А посмотрите, как выглядели первые самолеты
(показ картинок с изображением старинных самолетов).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий,
ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают
правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной
оценки.
Ученики машут руками,
словно крыльями.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
Сядьте, дети, на песок,
Продолжаем наш урок.
III. Практическая работа.
Познавательные УУД: общеучебные – осуществляют поиск нужной
Ученики «плывут» (выполняют
характерные движения руками).
Ходьба на месте.
Ученики садятся за парты.
информации в учебнике; логические – анализируют объект, выделяют главное.
Регулятивные УУД: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров,
адекватно воспринимают оценку учителя.
Выполнить задание в рабочей тетради (с. 66–67).
IV. Итоги урока.
У ч и т е л ь. О чем мы с вами говорили на уроке? Что нового узнали?
У ч е н и к и. Для чего нужны и как устроены самолеты. Самолеты бывают
разные: пассажирские, грузовые, военные.

для 1 класса УМК «Школа России»

Цель урока: формировать представление о видах, устройстве и назначении самолётов.
Прогнозируемые результаты:

Предметные: дети должны познакомиться с видами самолётов, научиться их классифицировать в зависимости от их назначения, усвоить знание основных составных частей самолёта.

Метапредметные УУД:

Личностные: формирование целостного представления об окружающем мире в его
органичном единстве и разнообразии, формирование уважительного отношения к иному
мнению: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной
деятельности и личностного смысла учения.

Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнёра
коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнёром; вступать в коллективное
учебное сотрудничество, принимая его правила и условия.

Познавательные:

Общеучебные: умение отвечать на вопросы, осознанное и произвольное речевое высказывание

в устной форме, формулирование познавательной цели, извлечение необходимой информации из различных источников (рассказ учителя, жизненный опыт, иллюстрации учебника и слайдов презентации, текст учебника), ориентирование в учебнике, чтение текстов учебника и обработка содержащейся в них информации.

Логические: анализ учебной ситуации, анализ иллюстраций, составление причинно-следствен-ных связей, сравнение различных самолётов по их внешнему виду и назначению, классификация самолётов; формулирование выводов.

Регулятивные: принятие учебной задачи, определение эффективных способов её достижения, контроль и оценивание результата своих действий и действий одноклассников.

Пропедевтика: географические термины «материк», «Южная Америка», «Евразия» (в виде
представления, без формулирования понятия).

Организация пространства:

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная формы
работы, работа в паре и группе.

Ресурсы: учебник «Окружающий мир» А А.Плешакова (УМК «Школа России») ч.2. электронное
приложение к курсу, презентация, методическое пособие; запечатанный конверт с письмом, глобус, тексты с ошибочными утверждениями, маленькие фишки из картона красного и зелёного цветов, веер цифр.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: -Здравствуйте, ребята! Садитесь на свои места.

Ученики приветствуют учителя кивком головы, садятся.

Учитель : - И как всегда, вместе со мной вас приветствуют Муравей Вопросик и Мудрая
Черепаха.
Слайд 1.

2. Нестандартный вход в урок.

Учитель берёт с рабочего стола запечатанный конверт.

Учитель: -Что это, ребята? Кажется, какое-то письмо. (Разглядывает конверт, показывает
классу). Помните, ещё в прошлом полугодии мы помогали Вопросику написать письмо его
троюродному брату Хосе на материк Южная Америка, в Мексику, и проследить путь этого
письма.
Слайд 2.

Кажется, именно оттуда сейчас мы получили ответ. Ребята, наш Вопросик ещё не очень
быстро читает. Помогите, пожалуйста, прочитать это письмо.

Хорошо читающий ученик читает письмо: «Здравствуй, дорогой Вопросик! Я был очень рад
получить от тебя письмо. Так много хочется рассказать тебе о том. как я живу. Приезжай ко
мне в гости, у меня чудесный дом в Мексике. Мы сможем поговорить обо всём. Я буду очень
ждать тебя. Твой Хосе.»

Учитель: -Я предлагаю вам посмотреть на модель земного шара, как можно добраться до
Мексики. Кстати, как называется модель земного шара?

Дети: Глобус.

Учитель: -Вот наш глобус. Итак, вот материк Евразия, где проживаем мы с вами. Вот материк
Южная Америка, где находится Мексика - родина Хосе. Между ними - океан.
Слайд 3.

Как же можно передвигаться по океану? Мы об этом уже говорили.

Дети: На корабле.

3. Актуализация опорных знаний:

Учитель: -На прошлом уроке мы познакомились с разными видами кораблей. Посмотрите, на
доске пронумерованы некоторые из них.

На доске список:

1. военный корабль;

2. рыболовное судно;

3. грузовое судно;

4. электричка;

5. пассажирское судно;

6. исследовательское судно.

Учитель: -Покажите с помощью веера цифр, на каком судне Вопросик может добраться до
своего троюродного брата? (Дети поднимают карточку с номером корабля).

Учитель: -Вы не заметили ничего странного в этом задании?

Дети: Здесь есть лишнее: электричка - это не корабль, а поезд.

Учитель: -Дома вы рисовали в своей рабочей тетради различные корабли. Кто нарисовал
путешествие на корабле, о котором вы мечтаете? А кто нарисовал своё путешествие, которое
уже произошло?

4. Возникновение проблемной ситуации.

Муравей Вопросик: Ребята, а я однажды тоже хотел поплавать на корабле, но не смог. Я
ужасно себя чувствовал. Доктор сказал мне потом, что у меня морская болезнь. Вряд ли я
смогу отправиться в гости на пассажирском судне. Что же делать?

Дети: Можно попасть в Мексику на самолёте.

5. Уточнение целей урока.

Учитель: -Откроем учебник на с.66. Прочитайте тему урока.

Дети: Зачем строят самолёты? Слайд 4.

Учитель: -Найдите цель урока. Прочитайте её самостоятельно. Скажите своими словами, чему
будет посвящена наша работа на уроке.

Дети: Мы познакомимся с видами самолётов, узнаем, зачем они нужны.

6. Знакомство с новым материалом.

1. Самостоятельная работа с иллюстрациями учебника.

Учитель: - Рассмотрите иллюстрации на с.66. Прочитайте подписи к каждой из них, опишите
каждый самолёт и объясните его назначение.
Слайд 5.

Фронтальная работа: дети объясняют назначение каждого вида самолётов.

Пассажирский самолёт нужен для перевозки пассажиров на дальние расстояния. Он
большой, в нём много мест для людей.

Военный самолёт нужен для войны. Он может стрелять и сбрасывать бомбы вниз.

Грузовой самолёт нужен для того, чтобы перевозить грузы. У него большой багажный отсек.

2. Беседа по обобщению жизненного опыта:

Учитель: - Приходилось ли вам летать на самолёте? Расскажите о своих впечатлениях.

Дети делятся своим жизненным опытом.

Физминутка.

3. Знакомство с устройством самолёта .
Самостоятельная работа с рисунком-схемой учебника.

Учитель: -На с.67 вы видите изображение устройства самолёта. Рассмотрите его и прочитайте
все подписи составных частей самолёта.

Дети читают.

Учитель: -У каждого из вас лежат фишки в виде квадратиков зелёного и красного цветов.
Прочитайте названия частей самолёта ещё раз. помечая зелёной фишкой ту подпись, которую
вам запомнить легко. Красные фишки положите к тем подписям, которые запомнить сложнее.

Дети выполняют самостоятельно.

Учитель: -Теперь уберите зелёные фишки на край стола и перечитайте только те названия, которые у вас отмечены красным цветом.

4. Работа в парах: взаимный контроль усвоения.

Учитель: - Найдите в конце учебника «Странички для самопроверки». Работаем в паре.
Проверим, как вы запомнили названия частей самолёта. Один из пары называет части
самолёта, второй его проверяет по учебнику. Затем меняются.

5. Фронтальный контроль усвоения: работа с электронным приложением. В разделе «Почему? Зачем?» учитель открывает тему урока, задание № 2. Вызванный ученик распределяет
названия частей самолёта к соответствующим изображениям.

Учитель: - Какие части самолёта не были задействованы в этом задании?

Дети: Трап и фюзеляж.

Учитель: - Как по-другому можно назвать фюзеляж?

Дети: Корпус.

6. Закрепление изученного. Игра «Лови ошибку».

Учитель: - А в конце нашего урока предлагаю немного поиграть. Разделитесь на группы. На
слайде презентации я приготовила текст, который подведёт итог нашему занятию. Такой же
текст я даю каждой группе. Если вы найдете в тексте ошибки, вы их подчеркните карандашом
красного цвета.

Текст: Слайд 6.

Самолёты - это водный транспорт. Их строят только для перевозки пассажиров.
Военные самолёты нужны для нападения на другие страны.

Дети работают в группах, подчёркивают неверные слова или сочетания слов в предложениях.
Выступает один из представителей группы с объяснением, что и почему они подчеркнули.

Учитель: - Мудрая Черепаха поможет нам проверить, правы ли мы в своих предположениях.
Внимание на
Слайд 7.

Учитель: - Подведём итог, все ли ошибки мы нашли?

Дети: Да.

Учитель: - Молодцы, хорошо поработали!

7. Обобщение. Разрешение проблемной ситуации. Рефлексия.

Учитель: -Давайте ответим на главный вопрос урока: так зачем же строят самолёты?

Дети: Чтобы летать на дальние расстояния, перевозить грузы издалека, защищать свою страну.

Учитель: - На каком из самолётов наш Вопросик сможет отправиться в гости к брату?

Дети: На пассажирском самолёте.

Учитель: - В какой части самолёта он сможет с комфортом расположиться?

Дети: В салоне для пассажиров. Слайд 8 .

Учитель: - Оцените урок и свою работу на нём. Если вы узнали много нового, все поняли и
запомнили, то положите в мою коробочку фишку зелёного цвета. Если материал был слишком
сложным, вы не все поняли на уроке, запомнили не все новые слова, положите в мою
коробочку фишку красного цвета.

Учитель: - Спасибо за работу! Слайд 9.