Вера православная - покаяние. Покаяние невозможно без встречи с богом Что означает покаяться

Проживая свою жизнь, человек много усилий прилагает к тому, чтобы заботиться о своем теле. Смывая с себя телесную грязь, он очищает тело, которое на самом деле бренно. Это наше временное пристанище. Но если мы содержим в чистоте свое тело, то не более ли того стоит заботиться о своей душе, смывая с неё духовную грязь? Духовная грязь - это грехи, которыми наша душа обрастает за время своей жизни. Болезни и нечистоты души врачуются через таинство Покаяния.

Что такое покаяние Господу

Что же представляет собой это таинство? Покаяние - это священнодействие, несущее благодать. После того как верующий человек раскается в своих грехах, он получает их отпущение. Посредником между Богом и человеком в таинстве покаяния выступает священник. Через него кающийся человек получает прощение своих грехов от Самого Иисуса Христа. Данное таинство содержит два основных действия:

  1. Исповедание перед священником всех своих грехов.
  2. Разрешение грехов, которое произносит пастырь Церкви.

Таинство покаяния называют также исповедью, хотя она является только одной составляющей. Однако эта составляющая действительно самая важная, поскольку без осознания своих грехов не будет и прощения.

Самое главное - понимать, что исповедь - это не допрос и не «вытаскивание» грехов из души насильно. Она не выносит обвинительный приговор грешнику. Покаяние - это также не беседа о своих недостатках, не осведомление священника о своих грехах и не просто добрая традиция. Исповедь - это искреннее раскаяние в своих грехах, это насущная потребность в очищении души, «умерщвление» себя для греха и воскрешение для святости.

Обязательно ли нужно каяться перед священником

Исповедуясь, человек приносит покаяние в грехах не священнику, а Богу. Священник также является человеком, соответственно, он тоже не безгрешен. В данном таинстве он является лишь посредником между кающимся и Господом. Настоящим тайносвершителем является только лишь Сам Бог, и никто другой. Пастырь Церкви выступает ходатаем перед Ним и следит за тем, чтобы таинство свершалось должным образом.

В исповеди перед священником есть еще один важный аспект. Когда мы признаем свои грехи сами перед собой - это, конечно, очень важно. Но это сделать гораздо проще, чем, к примеру, рассказать о них третьему лицу. Каясь в своих грехах перед служителем Церкви, человек преодолевает также такой грех, как гордыня. Он превозмогает стыд, признаётся в своей греховности, рассказывая те вещи, о которых обычно люди стараются умалчивать. Эти душевные страдания делают исповедь еще более глубокой и значимой для очищения души.

Все ли люди - грешники?

Некоторые считают, что им не в чем каяться. Они не совершают убийства, кражи и прочих тяжких преступлений. Однако это в корне неверно. Постоянными спутниками человеческой жизни являются такие чувства, как лень, зависть, месть, злость, тщеславие, раздражительность и прочие неугодные Богу состояния души. Кроме того, некоторые женщины совершают грех детоубийства (аборты), вина за который лежит как на женщине, так и на мужчине, её поддержавшей или даже склонившей к этому решению. А супружеские измены, обращения к гадалкам и прочие поступки? Если учитывать все эти моменты, то окажется, что все мы грешны перед Богом, и поэтому каждый из нас нуждается в покаянии и прощении грехов.

Покаяние - это единственно верный путь к Господу. Тот, кто не считает себя грешником, более грешен, чем тот, который осознает свои грехи, пусть у него их даже больше, чем у нераскаявшегося человека.

Как уничтожить в себе грех

Грехом называется добровольное нарушение Божиих заповедей. У него есть такое свойство: возрастание от меньшего к большему. Какой вред несёт в себе грех? Он приводит к вырождению, может сократить земную жизнь, а самое страшное - он может лишить вечной жизни. Источником греха есть падший мир. И человек в нем является проводником.

Грех имеет следующие фазы вовлечения:

  • Прилог - это возникновение греховного желания, помысла.
  • Сочетание - фиксирование внимания на греховном помысле, принятие его в своих мыслях.
  • Пленение - одержимость данным желанием, согласие с этим помыслом.
  • Падение в грех - воплощение на деле того, что присутствовало в греховном желании.

Покаяние - это начало борьбы с грехом. Чтобы побороть грех, нужно его осознать и раскаяться. Нужно иметь твердое намерение бороться с ним, чтобы, в конце концов, искоренить его в себе. Чтобы искупить грех, нужно совершать благие дела, а также выстраивать свою жизнь согласно Божиим заповедям. Жизнь нужно провести в послушании Господу, Церкви, а также своему духовному наставнику.

Можно ли прожить без покаяния?

Часто люди живут, не задумываясь о том, что они творят. Им кажется, что впереди еще достаточно времени для того, чтобы измениться в лучшую сторону, покаяться и искупить свои грехи. Они живут в своё удовольствие, не особо заботясь о душе. Но на самом деле покаяние - это то, что нельзя откладывать на потом. Что происходит, когда мы не спешим разбираться в себе и анализировать свои поступки, соотнося их с Божиими заповедями? На нашей «духовной одежде» не остаётся ни одного светлого пятнышка. А это чревато тем, что совесть - эта Божественная искра - постепенно угасает. Мы начнём двигаться к духовной смерти.

Выражаясь образно, душа без покаяния становится открытой для греховных мыслей, страстей и злых деяний. В свою очередь из-за этого может наступить тяжелый период в земной жизни человека. И даже если при жизни человек не испытает на себе всю тяжесть своей греховности, то после смерти, когда уже будет поздно что-либо исправлять, последствием нераскаявшейся души станет её смерть.

Может ли покаяние быть недействительным

Суть покаяния заключается не в том, чтобы формально рассказать о своих недостатках священнику. Покаяние не может приняться Господом, если оно не искреннее, совершается ради того, чтобы отдать дань моде, выглядеть лучше в чьих-то глазах или если человек кается для облегчения своей совести, без твердого намерения исправлять свои грехи. Холодное, сухое и механическое покаяние не считается действительным. Оно не принесёт никакой пользы кающемуся грешнику. Для того чтобы покаяние действительно послужило на благо человеку, оно должно исходить из самого сердца, осознанное и горячее. Причем одного только осознания и раскаяния тоже мало. Человек должен вознамериться бороться со своим грехом. Господа он должен призвать в свои помощники, потому что человеческая плоть слаба, и самому бороться со своей греховной природой практически невозможно. Но именно Бог помогает нам в этом нелёгком деле. Самое главное - иметь твердое желание.

Как готовиться к исповеди

Для того чтобы приготовиться к исповеди, нужно для начала наедине самим с собой проанализировать свою жизнь и осознать все свои грехи. Соотнеся все свои мысли и поступки с Божиими заповедями, можно легко понять, что мы делали неверно, где прогневали Господа. Покаяние души должно заключаться в том, чтобы каждый грех в отдельности осознать, раскаяться в нем и исповедать его перед священником. Для удобства перед исповедью можно выписать все свои грехи на бумагу, чтобы ничего не забыть. Есть специальные брошюры, в которых приведен перечень грехов. Случается так, что человек даже и не подозревает, что грешен в тех или иных вопросах, и очень удивляется, когда среди этого перечня находится множество противных Богу деяний, которые он совершал в своей жизни. Человеку, решившемуся на исповедь, нужно:

  • твёрдо верить и надеяться на Господа;
  • сожалеть о том, что прогневал Господа;
  • простить обидчикам все обиды и не держать ни на кого зла;
  • объявить перед священником все свои грехи без утайки;
  • твердо вознамериться впредь не гневить Господа и жить по Его заповедям.

Помочь человеку, решившему исповедаться, может Школа покаяния. В материалах и лекциях подробно описывается весь процесс, не упускается не один нюанс данного священнодействия.

Что нужно знать человеку, готовящемуся к исповеди

Исповедаться можно в любое время, когда это возможно, в церкви. Делать это нужно как можно чаще. Особенно необходима исповедь перед причастием. На исповеди нужно помнить, что это не беседа со священником. Если у вас есть к нему какие-то вопросы - их нужно обсуждать в другое время. На исповеди необходимо перечислять свои грехи, при этом не пытаясь себя оправдать или обвинить кого-то. Ни в коем случае нельзя приступать к исповеди, а затем к причастию, если вы не со всеми примирились и держите на кого-то зло или обиду. Это будет большим грехом. Если у священника нет времени, чтобы подробно выслушивать все грехи - это не страшно, можно их рассказать вкратце. Однако особо гнетущие можно рассказать поподробнее, и попросить священника их выслушать. В любом случае Господь знает ваши истинные намерения. Пусть зажжется ваша свеча покаяния. И Господь непременно услышит вас.

Можно ли исповедовать не все грехи

Господь может принять покаяние, только если оно искреннее. А какая может быть причина, чтобы утаивать какой-то грех? Ведь человек, стремящийся избавиться от бремени греха, наоборот, с особой тщательностью будет копаться в себе, чтобы не оставить ни малейшего прегрешения. Стремление очиститься у искренне раскаявшегося грешника настолько велико, что он без малейшего стыда и гордыни поспешит рассказать все на исповеди священнику. Если же человек утаивает свои прегрешения - значит, он страдает грехом гордости, маловерия, ложного стыда либо не осознает всей важности данного таинства. Неисповеданный грех не прощается. Мало того, если человек не признается священнику в каком-либо проступке, то, возможно, подсознательно он не хочет с ним расставаться. Такая исповедь не принесёт пользы. Мало того, от неё может быть даже больше вреда, поскольку ко всем прочим грехам добавятся ещё и дополнительные, перечисленные выше.

Как часто нужно исповедоваться

Желательно делать это как можно чаще. Однако при этом покаяние должно исходить от души, т. е. качество не должно переходить в количество. Прислушивайтесь к своему сердцу - оно подскажет вам, когда настанет насущная потребность очиститься от бремени греха.

Все ли грехи прощает Бог

Можете не сомневаться в том, что все ваши искренне исповеданные грехи Бог простит. Если вы будете соблюдать все требования и правила, описанные в данной статье - Господь обязательно вас услышит. Не зря же первый человек, попавший в Царствие Божие, был разбойником.

Именно потому, что он искренне раскаялся в своих грехах и поверил в Милость Божию, он был услышан и прощён.

Покаяние как качество личности – способность добровольно признаться в своей вине, ошибке, выражая сожаление о совершенном проступке; принести покаяние, исповедаться в своих грехах, раскаяться в чем-либо.

Старик, лежащий при смерти в своей постели подозвал к себе молодого человека. - Я хочу рассказать тебе историю о героизме. Во время войны я помог выжить одному человеку. Я дал ему пищу, укрытие и защиту. Но когда он почувствовал, что в безопасности, он решил предать своего спасителя и вывел его к неприятелю. - Как же вы спаслись? - спросил юноша. - А я и не спасался. Я и был тем самым предателем, - сказал старик. - Но, рассказывая эту историю, будто герой - это я, я лучше понимаю, что он сделал для меня.

Покаяние, как и грех, всегда конкретно. Покаяние «Господи, прости меня, я грешен» не работает, ибо абстрактно по своей форме. Нужно очень сильно захотеть не совершать какой-то конкретный грех и сделать всё возможное, чтобы его не совершать, вот тогда это будет покаяние.

Первая проповедь Христа была посвящена покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие» (Мф. 4, 17). В покаянии нуждаются все. В Евангелии есть одна удивительная фраза. Господь сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13). Почему же Господь не хотел иметь дело с «праведниками»? Потому что те, кто почитали себя «праведниками», не имеющими нужды в покаянии, на самом деле были в самообольщении, были гордецами, то есть грешили грехом, наиболее ненавистным Богу, и были душевно неизлечимы благодаря полному отсутствию сознания своей греховности.

Законченных «праведников» вообще не существует. Пророк Давид говорил: «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13, 3). А один старец (имя его осталось неизвестным) так говорил своему ученику: «Ведай, сын, что не только я и ты, мнимые монахи, нуждаемся в непрестанном трезвении и плаче, но и великие подвижники нуждаются в них. Услышь следующее духовное рассуждение: ложь - от диавола; страстное воззрение на женщину вменено Богом в любодеяние. Гнев на ближнего причислен к убийству, за каждое праздное слово обещано воздаяние. Кто же такой человек и где его найти, который бы не ведал лжи, не был искушен вожделением, никогда не прогневался на ближнего напрасно, в котором бы не нашлось празднословия и который поэтому не нуждался бы в покаянии?»

А вот что пишет о том же о. Александр Ельчанинов: «Вы оправдываетесь тем, что проступок ваш невелик, неважен. Но нет неважного, ничтожного в мире - ни дурного, ни хорошего. Самое незначительное действие, мимоходом брошенное слово, самое мимолетное чувство - важны и реальны, как реально все в мире. Поэтому всё самое малое должно соответствовать самому главному и ничто нельзя почитать недостойным внимания или свободным от нашей ответственности». Победим же свое горделивое сознание о своей призрачной «праведности», пожалеем свою бедную, опозоренную грехом и страстями душу, находящуюся в рабстве лукавого духа, и осознаем для себя необходимость в деятельном, глубоком покаянии.

Покаяние рождает человека для духовной жизни. Духовный прогресс начинается, когда человек начинает замечать свою греховность и стремится уйти от греха посредством сближения с Богом. Смысл покаяния не в том, чтобы вогнать себя в чувство вины, в переживание греховности. Это уводит от Бога. Смысл покаяния — прекратить творить то, что уводит нас от Бога, и начать делать те поступки, которые сближают с Ним.

Покаяние – это изменение к лучшему, это сердце духовной жизни. А.Э. Потиевский утверждает, что покаяние – это активная позиция: «Это не просто рухнуть перед иконой, или перед кем-то и сказать: «А, все, я плохой, я больше ничего не могу». Нет, покаяние, это активная позиция. Не просто перестать грешить, то есть это как бы программа минимум, перестать хотеть грешить, осознать всю пагубность греха, вот это истинное покаяние. Осознать, как грех уводит нас от Бога. Вот если это произошло, произошло истинное покаяние. И человек, он действительно делает шажочек вперед в своем духовной развитии».

Покаяние хорошо начинать не с других, а с самого себя. Вышел разбойник на большую дорогу. Видит, идет путник. «Стой, отдавай все, что имеешь!» — закричал разбойник. «У меня для тебя много чего имеется!» — ответил смельчак и так наподдал грабителю, что тот убежал от него. Прошло время, покаялся разбойник, прочел, что для спасения нужно примириться с тем, кто тебя опечалил. «Вот-вот, как раз для меня, — обрадовался разбойник, вспомнив свою стычку со смельчаком, — и денег не дал, и еще побил меня! Именно он меня и опечалил. Видно, снова придется идти на большую дорогу, разыщу его, пусть покается…»

Необходимо отличать покаяние от раскаянья, то есть сожаления о своих грехах. Раскаяние – это способность осознать свою вину, испытывать глубокое чувство сожаления по поводу своего дурного, ошибочного поступка и навсегда наложить табу на весь спектр однотипных поступков. Покаяние - это сокрушение о своих падениях в Боге, пред лицом Божиим. Преподобный Исаак Сирин писал: «Что такое покаяние? Оставление прежнего и печаль о нем. Покаяние есть дверь милости, отверстая усильно ищущим его. Этой дверью входим в Божию милость; кроме этого входа не обретем милости».

Игумен Петр Мещеринов писал: «Осознание греха перед Богом, - т. е. не просто: что-то я не то сделал, а именно перед Богом. Это предполагает, во-первых, веру, а во-вторых, обязательно личное отношение с Богом, связь с Ним, богообщение. И это осознание - не протоколирование какого-то формального нарушения, а живое чувство того, что то, что я сделал, неприятно Богу моему, я этим огорчил, обидел, оскорбил Бога. Покаяние - не копание в себе и не холодный самоотчет, а живое ощущение, что грех разлучил меня с Богом».

В покаянии есть раскаяние. Но раскаяние многообразно, можно раскаиваться в том, что упустил выгоду или высказал правду во вред себе. Если раскаяние не переходит в покаяние и не сопровождается верой и надеждой на прощение, то оно может привести к отчаянию, к самоубийству или ко вседозволенности (“в рай мне все равно не попасть”). Покаяние, по церковному учению, дает очищение от грехов, но не гарантирует само по себе праведности в дальнейшем. Необходимы усилия самого верующего. “…Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мф 11:12).

Когда человек не признает своих грехов, включает свой оправдательный механизм, пытается казаться лучше, чем он есть на самом деле, он своими руками формирует в себе негативные качества, создающие еще более греховную судьбу. Поэтому, — говорит Руслан Нарушевич, — «покаяние имеет для отношений между людьми огромную силу, потому что я по крайней мере прекращаю это безумие, я прекращаю во имя оправдания себя, гробить дальше отношения собственными руками. Вот в чем сила покаяния, одна из её таких позитивных сторон для отношений людей. Я признаю, перед кем я виноват на самом деле, что не перед близким человеком, а перед Господом, потеряв связь с которым, я начинаю вести себя безумно. Я погружаюсь в иллюзию и уже перестаю понимать людей, которые вокруг меня, перестаю понимать их и у меня формируется не на основе любви ожидания от этих людей, которое есть по сути вожделение, проявление эгоизма. Когда эти ожидания не оправдываются, я проявляю гнев на этих людей, и когда я проявляю гнев, отношения портятся и меня обуревает жадность, начинает обуревать жадность, чтобы стать счастливым. Я привязываюсь ещё к этим людям, представляете, ещё в добавок к тем, на кого я гневаюсь. Я считаю, что мне надо выбить из них счастье, которое мне положено, выбить».

Покаяние – действенный метод очиститься от грязи прошлого. Человек понимает, что источник решения проблемы в нем самом. Покаяние уберегает человека от безответственности, от перекладывания своей вины на плечи других.

Петр Ковалев

Словарь Ушакова

Покаяние

покая ние , покаяния, ср.

1. Добровольное признание в совершенном проступке, в своей ошибке (книж. ).

2. Исповедь, признание верующим своих грехов перед священником (церк. ).

3. Налагавшееся дореволюционным судом за некоторые преступления наказание, состоявшее в принудительной и подконтрольной молитве (дорев. ). Приговорить к церковному покаянию.

Отпустить душу на покаяние (разг. шутл. ) - оставить кого-нибудь в покое, перестать донимать кого-нибудь перестать приставать к кому-нибудь.

Католическая Энциклопедия

Покаяние

В таинстве Покаяния (или Примирения) христианин, искренне кающийся в своих грехах, посредством Церкви получает от Бога прощение грехов, тем самым примиряясь с Богом и с Мистическим Телом Христа – Церковью, от которой верующего отлучает всякий тяжкий грех.

Одним из важных требований покаяния является признание, исповедание своих грехов. Поэтому существенным элементом церковного покаяния оказывается исповедь – исповедание кающимся своих грехов перед лицом Божиим в присутствии священника: верующий исповедуется Богу, а священник – только свидетель его исповеди (об этом действии священника говорится "принимать исповедь", "исповедовать"). Священник, принимающий исповедь, называется исповедником (священник, у которого верующий исповедуется постоянно, именуется духовником; его можно называть также называть духовным отцом, или духовным наставником – особенно в тех случаях, когда он действительно осуществляет наставничество; духовным отцом, или духовным наставником называется также постоянный духовник в монастыре или в семинарии). Верующий, который приступает к таинству Покаяния (совершает покаяние в Церкви) называется кающимся, или исповедующимся. Прощает кающемуся грехи не кто иной, как Сам Бог, но священник, властью, данной ему Христом через апостолов, дает кающемуся разрешение [от] грехов, или отпущение грехов. При этом он произносит над кающимся разрешительную молитву, которая представляет собой тайносовершительную формулу таинства Покаяния: "Бог, Отец милосердия, смертью и воскресением Сына Своего примиривший мир с Собою и ниспославший Святого Духа для отпущения грехов, посредством Церкви Своей пусть дарует тебе прощение и мир. И я отпускаю тебе грехи во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь".

Еще одним важным элементом таинства Покаяния является епитимия – предлагаемые священником кающемуся действия "удовлетворения" в виде молитв, дел благочестия или милосердия (священник назначает епитимию, а кающемуся надлежит исполнить епитимию).

В последнее время для верующих нередко организуются специальные покаянные богослужения, которые именуются также литургиями покаяния. В чрезвычайных ситуациях, особенно в случаях угрозы для жизни многих людей разрешается общинное совершение таинства Примирения, с общей исповедью (когда кающиеся не исповедуются в грехах перед священником, а лишь раскаиваются в них в душе) и общим отпущением грехов.

Педагогический терминологический словарь

Покаяние

признание в проступке, исповедание в грехах и отвращение от них. У древних греков понятие "П." означало раскаяние по поводу отдельных поступков. В Святом Писании оно обретает сугубо религиозно-нравственный смысл. Призывом к П. начинается проповедническая деятельность Христа. П. предполагает не просто обретение человеком новых целей и мотивов, но вступление в такие отношения с Богом, которые не находятся более в противоречии с его волей; т.о., П. становится основой нравственного и религиозного возрождения человека. П. подразумевает не только воздержание от зла, но и совершение добра, любовь как веру в Бога, надежду на прощение. В отличие от раскаяния, которое также означает признание своих грехов, П. содержит в себе важный момент их практического преодоления. П. и вера составляют две стороны нераздельного акта обращения человека ко Христу. Если в состоянии грехопадения человек ставит в центр бытия самого себя, то в покаянной вере он, наоборот, устремлён на служение только Богу - в этом суть религиозного смысла П. - одного из семи христианских таинств. П. находит естественное выражение в исповеди. Результатом П. становится свободное преодоление греха и обращение к добродетели - в этом состоит нравственное самоопределение человека.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 203-204)

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Покаяние

(Мк 1:4,5, 2 Кор 7:10) - есть таинство, в котором верующий при устном исповедании грехов своих пред священником получает чрез него невидимое разрешение грехов от самого Иисуса Христа. Покаяние было отчасти и в ветхозаветной Церкви. Приносившие жертву о своих грехах по закону Моисееву раскаивались в них пред Богом и получали очищение их. Равным образом и приходившие к Иоанну Крестителю для крещения предварительно исповедывали ему грехи свои. Но, как таинство новозаветной Церкви, покаяние установлено самим Иисусом Христом. Сначала Он обещал апостолам даровать власть разрешать грехи: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф 18:18). По воскресении же Своем Он на самом деле даровал им эту власть, когда сказал: «приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20:22-23). От кающегося требуется: искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и уверенность в Его милосердии. Кроме того, как приготовительное средство к покаянию, необходимы пост и молитва, которые могут расположить кающегося к сокрушению о грехах и к уверенности в милосердии Божием. Истинно кающиеся могут получить разрешение всех грехов своих, потому что нет такого греха, который превысил бы милосердие Божие. Если же грехи против Духа Святого (упорное отрицание явных обнаружений Божественной силы, крайнее ожесточение сердца и отчаяние) признаются непростительными, то не по недостатку милосердия Божия, а потому что люди, впадающие в них, сами, по своему ожесточению и упорству, не способны обратиться к Богу с раскаянием в них.

Православие. Словарь-справочник

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Покаяние

, я , ср.

Добровольное признание в совершенном проступке, в ошибке; исповедь перед священником.

* [Катерина :] Умереть мне без покаяния . // Островский. Гроза // *

◘ ОТПУСТИТЬ ДУШУ НА ПОКАЯНИЕ.

Энциклопедия иудаизма

Покаяние

(Видуй )

Заступаясь за Израиль перед Господом, сказал Ему пророк Шмуэль: "Вседержитель, ведь не осуждаешь Ты человека, пока не скажет он Тебе: "Безгрешен я" [если не сознается в грехе своем]". И сказано (Иер. 11,35): "Вот Я осуждаю тебя за сказанное тобою: безгрешен я". Мидраш* толкует стих "Смерть и жизнь во власти языка" так: язык человека приводит его к жизни в будущем мире. За что удостоился Давид жизни в будущем мире? - За то, что сказал: "Грешен я".

Тора обязывает грешника уйти с пути греха и покаяться в грехах перед Господом, и сказано: "Мужчина или женщина, совершившие какой-либо из грехов человеческих, [...] пусть покаются в грехе своем..." (Чис. V, .-7).

Нет в Торе "канонического" текста П. Каждый сам находит себе подходящие слова. Однако в мидрашах галахи* мы уже находим формулы П. Краткая формула: "Я грешил, я нарушал, я преступал", - очевидно, самая древняя. Она служила началом П. первосвященника в Храме в Йом Кипур*. И так говорил первосвященник: "Смилуйся, Господи, я грешил, нарушал, преступал пред Тобою, я и дом мой; смилуйся, Господи, прости грехи, нарушения и преступления, совершенные пред Тобою мной и домом моим". Есть и более поздний вариант текста П. Амораим* ввели новые формулы покаяния, часть из которых вошла в наши традиции. Полностью сохранились П. Рава*, начинающиеся словами: "Ты знаешь тайны мира" и "Но мы согрешили". Существует специальный текст П., который произносит больной при смерти.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Покаяние

пока’яние - осознание своей греховности, переживание, связанное с таким осознанием. Это не только сожаление о проступках, о всем неистинном в своей жизни, в самом себе, но нечто большее - осуждение всего этого и отход от него (2Кор.7:10 ). Покаяние не может быть без обращения (Деян.26:20 ), упования на Бога и стремления приносить добрый плод (Мат.3:8 ). Праведники не имеют нужды в покаянии (Лук.15:7 ) (но есть ли праведные на земле?). Покаяние есть дар Божий (Деян.5:31 ; Деян.11:18 ; 2Тим.2:25 ). (см. )

Православный энциклопедический словарь

Покаяние

одно из семи христианских таинств, установленное Самим Иисусом Христом. В нем исповедующийся Господу (при свидетельстве священника и при чтении священником соответствующих молитв) получает от Самого Иисуса Христа прощение исповедуемых грехов. Для действенности таинства необходимы искреннее сердечное раскаяние и твердое намерение исправиться, вера в Господа и надежда на Его милосердие (См. также ).

Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Покаяние

добровольное признание в совершенном проступке. Положительное явление. Покаяние должно быть искренним, идти от внутренних духовно-нравственных соображений, а не вынужденным практическими соображениями, в последнем случае оно оценивается людьми отрицательно.

* Ср. покаяние Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф. Достоевского. *

Библия: Тематический словарь

Покаяние

скорбь от совершенного греха и обращение к Богу

А. Темы в Библии

ПОКАЯНИЕ как тема:

Иоиля:

Захарии:

Б. Заповедь о покаянии

Бог призывает всех людей покаяться:

Иер 18:11; Иез 18:30–32; Деян 17:30; 2Пет 3:9

Христос призывает людей покаяться:

Мк 1:14,15; Лк 13:1–5; Откр 2:5,16; Откр 3:3

Иоанн Креститель призвал народ покаяться:

апостолы призвали народ покаяться:

Мк 6:12; Деян 2:38; Деян 3:19,20; Деян 26:20

призыв должен звучать и сегодня:

В. Существенные аспекты покаяния

признание того, что мы погибли во грехе:

скорбь от греха:

Лк 5:32; Деян 2:37,38; Деян 8:22; 2Кор 7:9,10

возвращение к Отцу:

вера в Иисуса Христа:

Мк 1:15; Деян 20:21; Откр 3:19,20

добрые дела:

Иер 18:11,12; Мф 3:8; Деян 26:20; Откр 2:4,5

Г. Результаты покаяния

предотвращение бедствий:

прощение:

3Цар 8:46–50; Деян 2:38

спасение:

новое сердце и новый дух:

знание истины:

вечная жизнь:

сожаление без покаяния приносит смерть:

Мф 27:3–5; 2Кор 7:10

Вестминстерский словарь теологических терминов

Покаяние

/ Раскаяние

♦ (ENG repentance)

(др.-евр. Shub, греч. metanoia, лат. poenitentia)

акт, выражающий искреннее раскаяние в грехе . Лингвистические корни этого термина указывают на его теологическое значение: изменение направления разума и жизни как начальный шаг выражения христианской веры (Деян. 26:20).

Словарь Ожегова

ПОКАЯ НИЕ, я, ср.

1. Добровольное признание в совершённом проступке, в ошибке (книжн.). Принести п.

2. То же, что (в 1 знач.). Церковное п. П. в грехах.

Отпустить душу на покаяние (разг. шутл.) оставить когон. в покое, перестать донимать чемн.

Словарь Ефремовой

Покаяние

  1. ср.
    1. :
      1. Добровольное признание в совершенном проступке.
      2. Признание своей вины в чем-л., какой-л. ошибки.
    2. Признание в своих грехах перед священником; исповедь.
    3. разг. Раскаяние в чем-л.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Покаяние

Одно из семи христианских таинств, установленное самим И. Христом (Иоан. XX, 21-23: Mф. XVI, 19; XVlII, 17-18). В нем, по православному учению, исповедующий изустно грехи свои перед священником при видимом изъявлении от него прощения невидимо разрешается от всех грехов самим И. Христом, так что снова делается невинным и освященным, как после крещения. Для действенности таинства необходимы искреннее сердечное раскаяние и твердое намерение исправить свою жизнь, вера в И. Христа и надежда на его милосердие, устное изложение грехов пред священником и разрешение священника, также устное, по известной формуле ("Чин" исповеди печатается в "Требнике", а также отдельно). В Ветхом Завете П. сначала состояло во внешних очистительных обрядах, посте и т. п.; позже пророки возвысили понятие о П. и требовали, кроме внешних очищений и жертв, сердца Богу сокрушенного и смиренного (Псал. LI, 19) и перемены жизни к лучшему (Исаия I, 16-17; Иезекииль XXXIII, 14-15). Евангелие понимает П. не просто как раскаяние, но и как возрождение, полное изменение (μετανοία) существа. Во времена апостольские обозначаются два вида П.: тайного, перед священником, и открытого, публичного, перед всем обществом церковным (Деян. XIX, 58; Иак. V, 16). Во II и III вв. о существовании публичного П. говорят Ириней, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Киприан. В III в. П. было подробно регламентировано для так называемых падших (lapsi), т. е. отрекшихся от Христа во время гонений, но после снова возвращавшихся в церковь. Для них определено было четыре степени П. (по мнению некоторых ученых - три или пять): плачущих (προσκλαίωντες), слушающих (άκροώμενοι), припадающих (προσπιπτοντες, ύποπίπτοντες) и предстоящих, или вместе стоящих (συνισταμενοι). "Плачущие", стоя на коленях во внешнем притворе церкви, просили входящих в храм помолиться о них и ходатайствовать о скорейшем принятии в церковь; "слушающие" стояли во внутреннем притворе храма, впереди оглашенных, и вместе с ними удалялись из храма; "припадающие" стояли в самом храме, при входе, перед вдовицами и старцами; по выходе "слушающих" они "припадали" ниц, исповедовали грех свой и затем удалялись из храма; "предстоящие" занимали в церкви место слева впереди и отличались от верных только тем, что не могли ни делать приношений в церковь, ни причащаться св. таин. Публичному П. в древней церкви подвергались не только lapsi, но также впавшие в ересь и в особенно тяжкие грехи. Срок публичного П. был иногда очень продолжителен: П. падших продолжалось по правилам Петра Александрийского 4 года, по правилам Анкирского собора - 6 лет, по правилам Первого Вселенского собора - 20 лет. По просьбам и настояниям гражданских властей срок публичного П. иногда сокращался; иногда такое сокращение делалось и по усмотрению самой церкви. Были случаи добровольного публичного П., как особый вид подвижничества благочестивых, по смирению, а не по действительной виновности. Грехи, от которых очищались публичным П. по суду церкви, были: святотатство, убийство, блуд, кровосмешение, оскорбление величества и делание фальшивой монеты. Так как исповедь перед всеми представляла некоторые неудобства, то с половины III в. в церквах был учрежден особый чин священника-духовника (πρεσβιτερος επί της μετανοίας, poenitentiarius), который наедине выслушивал. исповедь подлежавшего публичному покаянию; но это учреждение скоро было отменено, а вслед за тем перестало существовать на Востоке и публичное П. (около 400 г.). На Западе оно прекратилось не ранее VII века. Место его занимают усиленные молитвы, особые дела благотворительности и другие подвиги благочестия, совершаемые под надзором и руководством пресвитера, и в крайнем случае - отлучение от причащения на тот или другой срок (см. "Исповедание веры Восточной церкви" Митрофана Критопула и "Ответ патриарха Иеремии лютеранам" по поводу аугсбургского исповедания). IV-й Латеранский собор определил, чтобы к таинству П. однажды в год непременно приступали все пришедшие "в разумный возраст", под угрозою отлучения от церкви и лишения христианского погребения. Это определение подтвердил собор Триентский, предписавший то же самое и священникам. В XII в. на Западе устная исповедь с перечнем грехов не всеми считалась необходимою для получения прощения; некоторые признавали достаточным одно внутреннее раскаяние. Ричард Сен-Викторский учил, что священник может освободить от наказания за грех, но не от виновности; Фома Аквинат - что священник не может освободить от грехов, но может освободить от виновности и наказания. Кафары и вальденцы отвергали устную исповедь. С XII в. прежняя формула разрешения: "misereatur tui omnipotens Deus et dimitiat tibi omnia peccata tua, et perducet te in vitam aeternam" заменена словами священника: "ego absolvo te". Лютер сначала удержал П. в числе таинств, сохранив и устную исповедь (хотя и не считал необходимым полный перечень грехов исповедующимся), и разрешение пастора для готовившихся к причащению (Аугсбургск. исповед. II, 12, 25), но потом признал разрешение пастора не необходимым, усмотрев сущность П. в истинном раскаянии и скорби о грехе. С течением времени изустное исповедание грехов вышло из обычая у лютеран; позднейшие усилия восстановить его были безуспешны. В настоящее время в ортодоксальном лютеранстве существует лишь общее публичное П. и общее же разрешение, преподаваемое пастором. В церкви реформатской устной исповеди не существует вовсе; по ее учению, нужно исповедоваться лишь одному Богу, все равно, общею ли исповедью или единолично, в храме. Позволяется также исповедоваться кому-либо из своих близких или пастору, чтобы выслушать от них наставление или утешение (Confessio Helvet., 1,14); ныне, однако, такая исповедь не практикуется. В православной церкви существует правило, по которому каждый православный должен приступать к таинству П. не менее одного раза в год (обыкновенно - в Великом посту, а также в другие три поста- Рождественский, Успенский и Петров). Священник обязан хранить исповедь в тайне - за огласку исповеданных ему грехов он подвергается по духовному регламенту лишению сана. Если бы, однако, кто-либо на исповеди объявил о своем злом умысле против государя и общественного порядка и при этом не выразил бы раскаяния и решимости оставить свое намерение или тайно, но умышленно произвел в народе соблазн, могущий иметь вредные последствия для церкви и общества (напр. вымышленное чудо) и, исповедуясь, не изъявил намерения уничтожить соблазн публичным раскаянием в обмане, священник должен немедленно обо всем донести архиерею; подробности исповеданного, однако, он сообщает не ранее, как на формальном суде. Священник не имеет права исповедовать несколько человек разом, даже малолетних. Священнику запрещается пользоваться исповедью как средством для каких-либо вымогательств и личных просьб. Плата священнику за исповедь запрещена и государственными, и церковными постановлениями. Из монашествующих исповедовать могут только имеющие сан не ниже иеромонаха, и не иначе, как с разрешения архиерея. Ср. Исповедные книги (росписи). См. В. И. Долицкий, "Об исповеди" ("Христианское чтение", 1842); "Покаяние" (там же, 1825); "Церковное запрещение и разрешение" ("Православный собеседник", 1860); А. Шостьин, "Превосходство исповеди православной пред католической" ("Вера и разум", 1887, 1); Алмазов, "Тайная исповедь" (1894).

Покаяние – слово известное абсолютно каждому человеку, и ассоциируется оно, как правило, с христианством, религией, церковью, исповедью и т.п. Но мало кто понимает, что такое Покаяние и для чего оно необходимо абсолютно каждому человеку. Ещё меньше людей осознаёт, какую силу несёт Покаяние, если человек всё делает правильно.

Всем известно, что невозможно изменить прошлое, не возможно вернуть умерших близких и родственников, не повернуть время вспять, и те роковые ошибки, которые совершил в прошлом, тоже не исправить в прямом понимании этого слова. Всё так, да не совсем!

Хороший эзотерик и продвинутый христианин знает, что прошлое, в его эзотерическом понимании (как опыт хранимый в душе) – можно изменить! Как? Технически это происходит следующим образом. И эзотерики и христиане, и представители других верований знают, что у каждого человека (у каждой ) есть Книга Жизни, в которую человек сам пишет историю своей жизни через все воплощения своей души (все го помыслы, поступки, добрые и злые дела, заслуги и грехи). Так вот, грехи человека, совершённые и тысячу лет назад, никуда не деваются, и каждый грех человеку рано или поздно нужно будет осознать и искупить через покаяние или добрые дела (реже, через ).

Что самое важное в вышесказанном? А то, что при правильном покаянии (если всё сделано искренне и правильно), после снятия с человека грехов, книга жизни человека в данном месте переписывается (где и когда был совершён грех, злодеяние). То есть тёмные страницы в книге () убираются, а светлые – появляются (прошлое, в данном месте, как бы переигрывается и в нём разворачиваются уже совсем другие события, где всё происходило благополучно и человек поступил достойно не совершая греха).

Вот так своё прошлое и все, даже самые ужасные события, возможно изменять, если знать как!

Так что же такое Покаяние? Определения и эзотеричекий смысл

Покаяние – это, по сути – принесение Извинений пострадавшей стороне и Высшим Силам (), то есть осознание степени своего греха, понимание совершённого и причинённого зла, а также общепринятый внешний ритуал (произнесённые слова, др.).

Что обязательно входит в Покаяние (составляющие):

1. Осознание причинённого зла, то есть в чём именно грех, какие Духовные Законы или принципы были нарушены

2. Признание своего Греха, признание Вины перед пострадавшей стороной и Высшими Силами (перед ). Для этого необходима достаточная степень Искренности перед собой и Совести (ощущение что хорошо, а что плохо в своём сердце)

3. Принесение Извинений словесно – “Я прошу меня простить за…, я был не прав в…, я раскаиваюсь…, я осознал… “ . Извинения приносятся как на физическом уровне (попросить прощения у человека), так и в (перед Богом, душой человека, например если его уже нет в живых и т.д.). Но бывает так, что просто попросить прощения оказывается не достаточно! Человек полностью прощается, то есть с него снимается грех и все негативные последствия (воздействия) по судьбе, по телу и т.д., если он осознал степень своего греха и готов внутренне измениться на столько, чтобы не совершать его больше.

4. В идеале, за покаянием должны следовать какие-то действия для внутренних и внешних изменений. Какие-либо перемены в человеке и его жизни. Именно это будет основным подтверждением для Высших Сил, что человек понял где был не прав, действительно осознал свой грех и больше не совершит подобного зла.

Основные 5 ошибок покаяния, когда покаяние не будет работать!

Очень много людей ходят в Церковь, молятся, каятся, молятся, но большинство их молитв остаются без ответа , и грехи их не прощаются, а болезни и несчастья не уходят из их жизни. Почему?

Потому что большинство людей – эгоистичные попрошайки , они воспринимают Бога, как золотую рыбку, которая должна исполнить любое их желание, даже самое нелепое. А сами для достижения своей цели даже палец о палец не хотят ударить!

Основные ошибки Покаяния:

1. Извиниться лишь бы извиниться – совершенно не сознавая своего греха. В этом случае покаяние не будет искренним и соответственно оно не будет принято Высшими Света. Это холостое сотрясание воздуха!

2. Не признание своего греха , просто упрямое нежелание признавать степень Зла! Таким страдают гордецы, им вообще сложно извиняться и признавать свои ошибки! Они накапливают грехи до тех пор, пока не дождутся очень большой дубины от жизни, и думать начинают часто уже на больничной койке.

3. Извинился, вышел из Церкви или из молитвы и тут же побежал снова грешить. Пустословов Бог тоже не прощает просто так, а только после того, как человек изменится внутренне и перестанет повторять свой грех.

4. Подмена покаяния виной , то есть когда человек съедает себя , вместо того, чтобы один раз извиниться, осознать где был не прав, принять решение, как дальше действовать и больше к этой теме не возвращаться. Жить себе и наслаждаться жизнью.

5. Бездумное повторение каких-то молитв, текстов без осознания и чувства раскаяния. Быть роботом, автоматом не очень-то умно. Хотя это может работать и даже могут быть результаты, но нужно понимать, что кто-то ведь ваши желания (молитвы) выполняет, и в большинстве случаев это будут не Светлые Силы (если молиться тупо). А если это силы тёмные или серые (даже если по тексту молитва обращена к Богу), они возьмут плату за исполнение молитвы. Плата всегда будет не маленькая (тёмные и серые всегда берут на много больше, чем дают), а расплачивается человек чаще всего свободой своей Души, судьбой своей и своих детей. Так что хорошо подумайте, прежде чем читать на автомате различные тексты молитв.

Молитва Покаяния или как правильно молиться чтобы это работало – !

покаяние

покаяния, ср.

    Добровольное признание в совершенном проступке, в своей ошибке (книжн.).

    Исповедь, признание верующим своих грехов перед священником (церк.).

    Налагавшееся дореволюционным судом за нек-рые преступления наказание, состоявшее в принудительной и подконтрольной молитве (дореволюц.). Приговорить к церковному покаянию. Отпустить душу на покаяние (разг. шутл.) - оставить кого-н. в покое, перестать донимать кого-н. перестать приставать к кому-н.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

покаяние

    Добровольное признание в совершенном проступке, в ошибке (книжн.). Принести п.

    То же, что исповедь (в 1 знач.). Церковное п. П. в грехах.* Отпустить душу на покаяние (разг. шутл.) - оставить кого-н. в покое, перестать донимать чем-н.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

покаяние

    1. Добровольное признание в совершенном проступке.

      Признание своей вины в чем-л., какой-л. ошибки.

  1. Признание в своих грехах перед священником; исповедь.

    разг. Раскаяние в чем-л.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

Покаяние

церковное, исповедь, христианское таинство (магически-культовый обряд). См. в ст. Таинства.

Википедия

Покаяние

Покая́ние :

  • Раскаяние
  • Покаяние - осознание своих грехов перед Богом.
  • Исповедь - таинство покаяния в исторических церквях.
  • Метанойя
  • Покаяние
  • Покаяние - альбом группы « Бекхан ».

Покаяние (фильм)

«Покаяние» - советский художественный фильм, снятый в жанре драмы в 1984 году режиссёром Тенгизом Абуладзе. Гран-при на Каннском кинофестивале в 1987 году.

Этот фильм, снятый ещё до начала Перестройки в СССР, вышел на экраны в январе 1987 года и практически сразу стал знаковым для отечественного кинематографа. В 1988 году фильм был награждён премией « Ника » в шести номинациях, в том числе, как Лучший фильм .

Третий фильм в режиссёрской трилогии (« Мольба » - « Древо желания » - «Покаяние »).

Примеры употребления слова покаяние в литературе.

А в молитвенных домах Адвентистов, - пустота, и ничто не побуждает к покаянию и смирению.

В действительности же альбигойцы были обычными людьми, которым их вера давала убежище от строгости ортодоксального католицизма и освобождение от тягостной церковной десятины, покаяний , налогов на крещение, погребение и др.

Шпрингель бранит его дураком, который сам лезет под кнут, когда мог бы отделаться церковным покаянием , - Ананий не боится наказания, твердо веря в его искупительную силу.

Федоска ересиарх и ему подобные начали явно всю церковь бороть, посты разорять, покаяние и умерщвление плоти в некое баснословие вменять, безженство и самовольное убожество в смех обращать и прочие стропотные и узкие пути жестокого христианского жития в стези гладкие и пространные изменять.

Вы увидите, что я широко воспользовался разрешением бенедиктинца и изменил все, что слишком льстило римской церкви, которая мне ненавистна хотя бы из-за одних только постов и покаяний .

Наставники Богоявленского братства позже покаянием искупали свою неосмотрительность, выразившуюся в том, что своих бурсаков, в том числе и старших возрастов, разместили на левом крыле собора, на женской половине, у клироса.

К Будде отправилась депутация, она принесла полное покаяние , и Совершенный, простив учеников, вернулся в общину.

Но еще больше похвалил преосвященный Вакулу, когда узнал, что он выдержал церковное покаяние и выкрасил даром весь левый крылос зеленою краскою с красными цветами.

Потомок еврейских предков, внук женщины, сожженной за вероотступничество, муж особы, которая была присуждена к публичному покаянию сарагосской инквизицией, сам примиренный с Церковью и прощенный условно, Альфонсо женился вторым браком на донье Изабелле де Аро, от которой он имел двух сыновей и двух дочерей, вступивших в брак с лицами из знатных фамилий королевства Арагон.

Такое признание было введено Реформированными церквями вместо настоящего покаяния , когда они отделились от Римских Католиков, на основании своего учения о том, что вера вменяется, и одна, без милосердия, а значит и без покаяния тоже, осуществляет прощение грехов и возрождает человека.

От излишнего невоздержания тело их поминутно слабеет, и они, по числу лет своих долженствовавшие бы еще долго жить, умирают без покаяния , оставив семейство в стыде, горести и бедности.

Благополучная развязка демонологической легенды должна была свидетельствовать о силе христианской церкви, побеждающей козни дьявола, о возможности прощения грешника через покаяние , о спасительной роли заступничества святых и в особенности богоматери.

Он хотел дать ему почетное место при дворе, но Гэкеболий отказался, считая себя недостойным такой почести и намереваясь приготовить душу свою к эллинским добродетелям долгим искусом и покаянием , очистить сердце от нечестия галилейского служением кому-нибудь из древних богов.

Ежегодно ессеи собирались для общего покаяния и подтверждения верности обновленному Завету.

Наконец, немногие ударились в покаяние , в замаливание грехов, дабы раскаянием заслужить прощение, хоть как-то возместить причиненное зло, побрататься с уцелевшими жертвами в убеждении - столь же отчаянном и благородном, сколь ошибочном, - будто тут вообще кто-то волен давать отпущение, будто какой бы то ни было человек, организация или правительство могут выступить в роли посредника между немцами и их преступлением.